Хозяева «самостроев»: можно вздохнуть, но не расслабляться

ПРИНЯТЬ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ!

На самовольное строительство украинцы шли не от хорошей жизни. Сложная процедура землеоотвода, разработка, согласование и утверждение проектной документации, оформление разрешения на строительство требовали немало времени, нервов и денег. Вот многие и строили, надеясь на авось. Главной проблемой «самостроя» было то, что недвижимость ни продать, ни подарить, ни завещать было невозможно.

Решить проблему хозяев таких построек и призван Временный порядок. Согласно документу, все частные дома усадебного типа, дачные и садовые дома с хозяйственными сооружениями и зданиями, незаконно возведенные до 1 января 2008 г., могут быть приняты в эксплуатацию органами Госинспекции архитектурно-строительного контроля (ГАСК). На основании заявления и пакета документов ГАСК выдает сертификат соответствия таких зданий государственным строительным нормам, стандартам и правилам.

Начальник Мелитопольского отделения ГАСК в Запорожской области Галина Неваленная отметила, что действовать Временный порядок будет в течение всего 2010 г., поэтому времени у жителей Мелитополя, Мелитопольского, Акимовского и Приазовского районов будет достаточно. И добавила, что сертификат соответствия хозяин дома сможет получить только после оплаты штрафа в размере 170 грн. Кроме того, и сам документ будет платным, но стоимость его пока не утверждена. Возможно, она будет варьироваться в зависимости от площади дома.

КОМУ И КАКИЕ БУМАГИ НУЖНЫ?

Как пояснила Г. Неваленная, количество документов, которое необходимо для получения сертификата, зависит от размеров дома и года его постройки. Для принятия решения у инспекции всего десять дней, но если документы будут поданы не в полном объеме (это единственная возможная причина), человеку откажут в выдаче сертификата.

Проще всего хозяевам домов, возведенных до 5 августа 1992 г. До этого времени не требовалось специального разрешения на строительство (как, например, на строительство бани. Поэтому для принятия в эксплуатацию в ГАСК нужно представить заключение о техническом состоянии дома (здания), составленное бюро технической инвентаризации, и документ, удостоверяющий право собственности или пользования земельным участком под объектом.

Дома и постройки, появившиеся с 5 августа 1992 по 1 января 2008 г., разделены на три группы. За начальную точку отсчета выбрана дата утверждения Кабмином Порядка приема объектов в эксплуатацию. Конечной стала дата, с которой заработала новая, реорганизованная система архитектурно-строительного контроля и начали повышаться требования к соблюдению установленного порядка строительства. Поэтому правительство и приняло решение дать людям возможность в течение определенного времени узаконить дома, возведенные без всех необходимых согласований, но отвечающие техническим нормам.

Для получения сертификата собственникам строений площадью до 200 кв. м включительно (количество наземных этажей не выше двух, с хозсооружениями и зданиями общей площадью до 100 кв. м включительно) необходимо предоставить справку о согласовании принятия частного строения в эксплуатацию, выданную на основании решения местных органов самоуправления, и техпаспорт, подготовленный БТИ.

Вторая группа - дома до 350 кв. м (с хозпостройками общей площадью 150 кв. м, этажность не оговаривается). Кроме справки о согласовании принятия частного строения в эксплуатацию и техпаспорта, нужен документ, который свидетельствует о праве собственности или пользования землей, и отчет о техническом осмотре, согласованный с МЧС и СЭС (отчет могут готовить только организации с соответствующей лицензией на строительную деятельность). При осмотре будут обращать внимание на соответствие частного строения госстандартам, строительным нормам и правилам, нормативным актам по пожарной безопасности и санитарному законодательству, которые действовали на момент окончания строительства.

И наконец, в третью группу попали дома свыше 350 кв. м с хозпостройками любой площади. Владельцам, помимо документа на землю, справки из горисполкома, техпаспорта БТИ, необходим уже не осмотр, а отчет (то есть более углубленное изучение дома с изготовлением проекта) о проведении техобследования, согласованный МЧС и СЭС.

Почему такой разный подход? Как правило, строения площадью до 200 кв. м имеют несложную конструкцию, а дом большей площади строят в несколько этажей, соответственно у них разная нагрузка на фундамент. Поэтому дома до двух этажей принимаются, основываясь на заявлении заказчика, технической и правоустанавливающей документации, а конструктивно более сложные строения требуют либо технического осмотра, либо обследования. В первом случае специалист тщательно осматривает дом, проверяет, нет ли трещин, перекосов, дефектов или явных нарушений строительных норм. А техническое обследование предполагает более детальный анализ. Проводятся расчеты, позволяющие определить, не просядет ли дом со временем, не деформируются ли несущие конструкции и т. д.

СО СПРАВКОЙ - В СУД

Пока в Мелитополе процесс узаконивания «самоволки» только начался. Исполком принял два решения, касающиеся четырех горожан, которыми согласовано принятие в эксплуатацию объектов, построенных без разрешения на выполнение строительных работ. На их основании будут выданы справки (этим занимается управление архитектуры и градостроительства). Принятие в эксплуатацию законченных объектов в установленном порядке может подтвердить их готовность к полноценной эксплуатации и безопасному проживанию людей.

Но горожанам еще предстоит оформить документы в БТИ. По словам начальника бюро Сергея Касярума, процедуру оформления техпаспортов новый Временный порядок не изменил. Чиновник отметил, что возникновение права собственности на самовольно построенные объекты в любом случае возможно только через суд. На этом же моменте, комментируя принятие постановления Кабмина, акцентировал внимание и министр регионального развития и строительства Василий Куйбида, который отметил, что такой механизм предусмотрен Гражданским кодексом.