Наружная реклама: двигатель торговли или угроза для жизни?
Внешний вид рекламоносителя - не главное. Важнее его безопасность. А билборды не раз доказывали свою ненадежность. Помните, как в ноябре и марте 2008-го и в июле нынешнего года порывы ветра не только валили деревья, оставляли крыши без шифера, но и корежили щиты, срывали растяжки. После каждой непогоды власть давала команду проверить техническое состояние рекламных конструкций и наличие у их собственников разрешения на размещение. Рейды выявляли десятки незаконных носителей, их массово демонтировали: за три года - около 500. Изменилось ли что-нибудь?
И снова контролирующие органы выступили в «крестовый поход» против «наружки». И опять он увенчался успехом. Так, 13 октября сотрудники управления коммунальной собственности и ГАИ при помощи коммунальщиков срезали около 13 вывесок, а 23 октября - еще 20.
- Если бы владельцы рекламоносителей в месячный срок сами изъявили желание демонтировать щиты, они бы не понесли потерь, - объясняет инженер по организации дорожного движения ГАИ Геннадий Иванов. - А так как демонтажом занялось УЖКХ, щиты переходят в коммунальную собственность. Кроме того, нарушителям грозит штраф в размере 340-510 грн.
При этом к владельцам билбордов у госавтоинспекторов претензий нет. Они-де установлены с учетом необходимых норм: не закрывают дорожные знаки, светофоры, не препятствуют обзору на перекрестках.
Если, не дай Бог, щит или другая рекламная конструкция упадет, повредив при этом чье-то имущество, вся ответ- ственность на его собственнике, подчеркнула директор КП «Коммунальная собственность» Светлана Соломенная.
- Это зафиксировано и в положении о порядке размещения объектов внешней рекламы (новое утверждено решением сессии 22 октября), и в договоре, - поясняет Светлана Вячеславовна. - При оформлении документов собственник обязан предоставить техдокументацию на конструкцию, изготовленную только организациями, имеющими лицензии. Уже после установки мы проверяем, насколько соблюдены меры безопасности и выполнены условия проекта.
В КП говорят, что пока никто из рекламщиков с жалобами по поводу демонтажа не обращался, да и вряд ли таковые будут в дальнейшем, считает С. Соломенная. Ведь сама процедура начинается с уведомления владельца (если его удается установить и разыскать!) о том, что, к примеру, действие разрешения на размещение рекламы закончилось.
КП «Коммунальная собственность» имеет право демонтировать рекламоносители, если они представляют угрозу жизни или здоровью людей или их имуществу в связи с ненадлежащей эксплуатацией или установкой с нарушением норм. Да и самовольно установленным конструкциям не место на городских улицах, добавляет С. Соломенная.
- В новом положении, чтобы избежать конфликтов, как раз прописано понятие «самовольно установленного рекламного средства». Таковым считается наружная реклама, размещенная без выданного в установленном порядке разрешения или не демонтированная собственником после решения исполкома об отказе в продлении разрешения или его отмене.
В принципе пожаловаться на содержание рекламы можно в подразделение по делам защиты прав потребителей. Только не в городской сектор, а в облуправление, отмечает начальник исполкомовского сектора Светлана Белова. Но пока таких обращений от горожан не было, констатирует она.
А вот требования к внешнему виду носителей рекламы в новом положении узаконили. В нем есть пункт, в котором говорится, что «все элементы рекламной конструкции должны иметь эстетический вид». При этом, говорит С. Соломенная, в случае отсутствия на щите рекламного сюжета его поверхность должна быть заклеена или окрашена в серый или голубой цвет. До этого собственники могли оставлять билборды в растерзанном виде. Правда, по словам начальника отдела по контролю за состоянием объектов благоустройства УЖКХ Дмитрия Лепкина, хозяев привлекали к админответственности за нарушение санитарного законодательства.
В новом положении регламентированы и виды рекламы, которые раньше были вне закона: телеэкраны, реклама на транспорте, аудиореклама и даже рекламная конструкция, которую передвигает физическое лицо.
- Предусмотрели и такой вид, как выносная реклама - штендер, - поясняет Светлана Вячеславовна. - Люди преклонного возраста жалуются, что такие «раскладушки» стоят прямо на тротуарах, мешая пешеходам. По новым правилам выставлять их можно только в рабочее время и вблизи от входа рекламируемого объекта, чтобы не создавать препятствий движению.
Кстати, на счет КП все собственники рекламных конструкций в обязательном порядке вносят плату за право временного использования места под рекламоносителем. 20 проц. этих средств поступает в местный бюджет. Так, за 9 месяцев этого года реклама пополнила казну на 92 тыс. грн., сообщили в городском финуправлении. Есть среди рекламщиков и должники. В положении предусмотрено, что если плата не вносится три месяца и более, рабочий орган имеет право на демонтаж объекта рекламы.