Круглосуточный магазин: друг или враг?

«Не дают нам жить спокойно!»

- Мы живем в доме № 51 по пр. Б. Хмельницкого, - рассказывают старожил Виталий Пинчук и старший по дому Николай Ткачук. - Мало того, что наш дом находится на остановке «Красноармейская» - это постоянный шум и гам, так еще на первом этаже работают два круглосуточных магазина - «Харчи» и «Скорпион» плюс кафе. Торговцы близлежащего рынка превратили наш двор в стоянку для машин, алкаши облюбовали во дворе сооружение из бетонных блоков. После 23 часов - особое оживление. Не всегда трезвая молодежь возвращается с парковой дискотеки, заходит в магазин за «дозаправкой» и гужбанит у нас во дворе чуть ли не до утра. У нас нет ни детской площадки, ни лавочек, ни газонов - все затоптали и изъездили!

Примерно такие же жалобы можно услышать от жителей других домов, в которых или рядом с которыми расположены круглосуточные магазины. Солидарны с жильцами и работники милиции: на наш запрос начальник Мелитопольского горотдела милиции Александр Медведев сообщил, что с января по сентябрь 2006 г. в городе зафиксировано 8120 сообщений о преступлениях и правонарушениях, 60 проц. которых совершено недалеко от магазинов, игровых салонов и других предприятий, работающих круглосуточно. Руководство горотдела обращалось в горисполком с предложением по сокращению режима работы этих предприятий, однако получило отказ.

«Мы платим налоги и нужны городу»

А вот что думают о графике своей работы сами торговцы.

Татьяна ДАНИЛЮК, заведующая магазином «Алые паруса»:

- Наш круглосуточный магазин открылся в 2002 г. Большинство наших посетителей - нормальные, культурные люди, с которыми не бывает проблем. Для них наш магазин - спасение, ведь многие работают допоздна. Чаще всего буянит подвыпившая молодежь, пару лет назад у нас разбили витрину. Больше серьезных происшествий не было. Наш магазин обслуживает вневедомственная охрана, в случае чего приедут за две минуты. Считаю, что мы нужны городу, ведь мы платим налоги, делаем отчисления в Пенсионный фонд.

Наталья ДАНИЛЕНКО, заведующая магазином «Харчи» в районе автомоторного техникума:

- Главная проблема - подвыпившие посетители, чаще мужчины. Продавцы как опытные психологи знают, как себя вести. Главное - не трогать пьяных, чтобы не разбушевались.

Наталья МИХАЙЛОВА, директор магазина «Скорпион»:

- За шесть лет работы магазина серьезных неприятностей у нас не было. Жильцы недовольны?! Так они же первые к нам в магазин и бегут! Не поверите, но и в 12 ночи, бывает, в халате и тапочках за картошкой, морковкой приходят! У нас в магазине есть охранник и кнопка на случай серьезных конфликтов. Милиции просто удобнее, чтобы мы работали до 22-23 часов - им работы меньше.

Валерий ХИЛИНИЧЕНКО, частный предприниматель, хозяин трех круглосуточных магазинов:

- Просто так нас взять и закрыть - это незаконно! Большинству мелитопольцев нужны наши магазины. И не думайте, что мы ночью торгуем только водкой - это всего 15 проц. от нашего товарооборота. Через наш город проходит дорога на ближние и дальние курорты. Зачем же лишать приезжих возможности купить что-то ночью? И разве драки, кражи и битье витрин происходят только в ночных магазинах?!

Со стороны власти

- Чтобы закрыть круглосуточный магазин или сократить режим его работы, - комментирует ситуацию Антонина ТИМОШЕНКО, начальник отдела по вопросам предпринимательской деятельности горисполкома, - нужны веские основания: подтвержденная жалоба от жильцов, обращение сотрудников милиции, нарушение правил торговли и др. Заявление рассматривает исполком, он же и принимает решение в каждой конкретной ситуации. Пока ни один из круглосуточных магазинов не закрыли. Но 12 октября на заседании горисполкома сократили график работы магазина «Максим-2» (бывший «Овощи» по ул. Кирова, 49). Теперь он работает только до 20 часов. Причина - жалоба жильцов, нарушение санитарных правил. Из трех тысяч объектов торговли и услуг круглосуточно работают 76 - не только магазины, но и предприятия общепита, Гостиницы Мелитополя (например, современная гостиница Мелитополя класса люкс Атриум, которая предлагает свои посетителям высококлассный сервис, доступные цены, комфортабельный отдых), казино, интернет-клубы, СТО, АЗС и др. Все предприятия, согласно решению исполкома, обязаны соблюдать правила торгового обслуживания и общественного порядка. Первое, что надо сделать жителям дома в конфликтной ситуации с работниками магазина, - обратиться к директору торговой точки. Если не удалось найти взаимопонимание - в отдел по обращениям граждан (каб. № 14 горисполкома) и написать заявление на имя городского головы. В случаях нарушения общественного порядка обращайтесь в милицию, по поводу шума или антисанитарии - в горСЭС.

Спрос рождает предложение

Как показывает практика, свободное место на рынке товаров и услуг долго не пустует. Уверена, закройся хотя бы один круглосуточный магазин, на смену ему придет другой - магазин, лоток, киоск или бабушка со своей раскладкой. Пока есть спрос, будет и предложение - закон рынка! Понятно, что милиции удобнее после 22-23 часов закрыть ВСЕ. А еще лучше ввести в городе комендантский час, чтобы по ночам все сидели дома. Тогда уж уровень преступности сразу снизится! Но закрыть все магазины или сократить время их работы - это, прежде всего, сократить несколько десятков рабочих мест, поступления в бюджет. Другое дело, что можно и нужно совместными усилиями организовать работу магазинов так, чтобы было удобно всем - и жильцам домов, и покупателям. Уверена, что это возможно!