Я б в таможенники пошел…

Таможенный пост «Мелитополь» - внутреннее подразделение бердянской структуры, следовательно, никаких пропусков через границу мелитопольцы не осуществляют, нелегалов с поездов не ссаживают, за руку беглецов не ловят. Их задача - оформление грузов (грузоперевозки и негабаритные перевозки грузов по всей стране, что на сегоднешний день является самым экономически выгодным способом доставить груз из точки А в точку Б), которые ввозят-вывозят жители и предприятия Мелитополя, Мелитопольского, Приазовского и Акимовского районов, будь то товары на экспорт (импорт), гуманитарная помощь, инвестиции или личные вещи людей. «Работать чаще всего приходится с постоянными, проверенными, клиентами, если речь не идет о частных лицах, - рассказывает начальник таможенного поста «Мелитополь» Михаил Кривонос, - следовательно, о контрабанде речи быть не может, но терять бдительность нельзя».

Трудовые будни

Рабочий день для сотрудника предприятия начинается с изучения нормативных документов, разноцветными папками буквально забит шкаф в инспекторской. «Каждый специалист должен знать около 20 тыс. нормативных документов, - говорит М. Кривонос. - Вот поэтому утро мы начинаем с коллективного урока, а раз в неделю проводим занятия по профподготовке». Ежедневно каждому инспектору приходится оформлять 3-4 груза, и за каждый из них таможенник несет персональную ответственность. Изучив десятки документов к грузу (сама декларация, внешнеэкономические контракты, на основании которых груз пересекает границу, сопроводительная документация, счета и даже проездные билеты), осмотрев багаж и транспорт, на котором он пересечет границу, таможенник «дает добро» и подкрепляет его личной печатью. Номерной знак печати уникален и находится в общей базе, поэтому, если вдруг что, вычислить того, кто пропустил груз, - минутное дело.

Наказание будет строгим, таможня не прощает даже мелких проступков, на втором взыскании сотрудник с треском летит с работы. А в том случае, если инспектор неправильно идентифицировал товар, например, шерстяной ковер пропустил как синтетический, из-за чего госказна недополучила денег, недостачу придется возмещать из своего кармана.

Что везем?

На экспорт из Мелитополя за границу уходят в основном сезонные товары: черешня, зелень, лук, арбузы и запчасти к сельхозтехнике, крупнейший поставщик которых - завод тракторных гидроагрегатов. Импортных товаров через таможенный пост проходит не так много, постоянно приходится сотрудничать с мясокомбинатом, для которого из Польши регулярно поставляют мясо, и инкубатором - для него завозят яйца из Турции. С некоторыми предприятиями, сродни «Элеганту», таможня работает по закону о давальческом сырье, то есть из-за границы сюда приходят ткани, фурнитура, а возвращается все это обратно в виде костюмов.

«Сложнее всего с личными вещами людей, - продолжает начальник поста. - Переезжая на ПМЖ, люди везут с собой все пожитки, забивают пятитонные контейнеры, но при этом оформляют свой груз неправильно. Очень часто случается, что уже в Мелитополе человек узнает, что за багаж он должен заплатить 5-6 тыс. грн. налога. И начинаются скандалы». Именно поэтому каждому таможеннику по совместительству приходится быть психологом: уговаривать, объяснять, выслушивать.

Если речь идет о переправе «груза 200» (а в курортный сезон перевозят до 10 утопленников), то таможенник должен и утешить.

А вот экзотические вещи земляки через границу не возят - слишком сложная процедура. Даже на картину местного художника, которую в качестве сувенира везут родственникам, должна быть справка, что она не представляет ценности для государства, не говоря уже о вещах более значимых. м

Осторожно: контрабанда!

Несмотря на то что через Мелитопольский таможенный пост проходят грузы надежных субъектов, расслабляться и забывать о контрабанде нельзя. Инспектору ежедневно приходится быть не только психологом, но и сыщиком. Контрабандисты - народ изобретательный: как только их очередная уловка разгадана, они придумывают новый финт. Упаковки с товарами нынче модно прятать в бочках со смолой, катушках с кабелем, между глубокозамороженными продуктами, в бензобаках авто.

По информации СБУ, контрабандой в Украину большей частью ввозятся автомобили и запчасти к ним, товары легкой промышленности, аудио-, видео-, компьютерная и бытовая техника, продукты питания (прежде всего мясо), нефтепродукты, ювелирные и эксклюзивные товары. Через южные морские порты и восточные кордоны к нам идет широкий ассортимент товаров народного потребления; алкоголь и табак - через украинско-молдавскую границу; бытовой техникой и мясом нас снабжают через западную Государственную границу.

Пусть меня научат

Единственный вуз Украины, который готовит специалистов этой службы, - Академия таможенной службы Украины (49000, Днепропетровск, ул. Рогалева, 8. Тел. приемной комиссии - 8 (0562) 47-18-82; e-mail: [email protected], www.amsu.dp.ua).

С 29 июня академия начинает вступительную кампанию. Если результаты ВНО по математике, украинскому, иностранному языках, а также истории Украины превышают 124-135 баллов, шанс стать курсантом академии есть. Вуз набирает абитуриентов как на государственную, так и на контрактную формы обучения (стационар - 10-11 тыс. грн. в год, заочная форма - 6-7 тыс. грн.). При этом курсанты, поступившие на бюджет, находятся на полном обеспечении государства.

Но большинство сотрудников поста «Мелитополь» пришли на службу иным путем. По словам М. Кривоноса, есть два первичных условия для поступления на работу: желание работать и высшее образование, причем желательно экономическое или юридическое. Знание иностранных языков приветствуется, за них потом отдельно доплатят.

Если ваша кандидатура подошла - придется пройти полугодовую стажировку, двухмесячные курсы переквалификации с последующими экзаменами и аттестацию на будущем месте работы. Только после этого сотрудник таможни получит допуск к работе. «Чтобы «вырастить» хорошего специалиста, нужно как минимум три года», - признается М. Кривонос. Возможно, поэтому «текучка кадров» на мелитопольском посту практически отсутствует.