Туманное будущее теплосети, или Кто оставляет территориальную громаду с носом?

Уже несколько лет директор Олег Марголин пугает власти и горожан банкротством своего предприятия из-за неправильной тарифной политики. И переводит людей и оборудование в частную структуру. А сейчас заявляет, что не будет вести подготовку к зиме, пока исполком официально не введет льготный размер арендной платы на коммунальное имущество, который еще в 2007 г. установила сессия горсовета.

У теплосети есть «двойник»

Поводов для конфликта между властью и руководством предприятия всегда было предостаточно. Вспомним хотя бы несколько.

Предприятие своевременно не рассчитывается с бюджетом за аренду коммунального имущества. Если в 2005 г. долг был примерно 200 тыс. грн., то в 2008-м - уже больше миллиона. Нынче задолженность составляет 1,4 млн. грн. Горсовет, который заставил в 2006 г. теплосеть взять 5-миллионный кредит, сначала сделал арендный платеж символическим (в размере 1 грн.). Но затем сам же свое решение и отменил. В апреле 2007 г. депутаты проголосовали за ставку в 2 проц. (говорят, что подогнали к ежегодному платежу в 650 тыс. грн.), но и это решение до сих пор не действует. Чиновники утверждают, что в этом виновата администрация теплосети: не позволяет сделать экспертизу сетей, из-за чего невозможно подсчитать общую стоимость имущества, а значит, заключить договор. И время от времени грозят досрочно расторгнуть договор аренды. Хотя и признают, что сделать это очень сложно. Теплосеть в свою очередь обвиняет городскую власть в нежелании сотрудничать и хронических неплатежах за услуги. В общем, власть и руководство конфликтуют. А страдает дело.

В 2006 г. у арендного предприятия «Мелитопольтеплосеть» появился «двойник» - ЗАО «Мелитопольнефтесервис». Акционеры - сотрудники теплосети, контрольный пакет акций - у О. Марголина.

В новое предприятие из теплосети сразу же «перекочевала» база отдыха «Теплотехник», что в Приморске. Оценил ее совет арендаторов аж в 217 тыс. грн. (без НДС)!

Точно так же, «по остаточной стоимости», тепловики расстались с 21 машиной, которые приобретали (так утверждает администрация) за счет прибыли арендного предприятия. И сделано это якобы для того, чтобы уберечь имущество от продажи с молотка из-за возможного банкротства.

В чем корни катаклизмов?

Когда в 1994 г. теплосеть стала арендным предприятием, горсовет передал ему в аренду целостный имущественный комплекс. А что в нем содержится, перечислить чиновники не удосужились. Может, так было и задумано, чтобы никто не догадался, где чье имущество?

Территориальная громада оказалась в проигрыше. Дельцы от теплосети - в явном выигрыше! Ведь они могут смело говорить (и говорят!) что хочется. Например: что закупили на 7,3 млн. грн. оборудования за счет прибыли. А перечень его, естественно, объявляют коммерческой тайной. Любопытно, откуда взялась прибыль при убыточных-то тарифах?! Об этом не раз заявляли руководители теплосети на заседаниях исполкома, различных совещаниях. Так или иначе, получается, что коммунальное оборудование при желании несложно назвать своим. Именно такой факт два года назад обнаружили специалисты управления коммунальной собственности. И подсчитали стоимость присвоенного имущества - 450 тыс. грн.!

Кому достанется промбаза?

Очередной скандал разгорелся вокруг промышленной базы, что на Фрунзе, 212. Горсовет считает ее собственностью громады. И на то есть весомые причины. Начинали строить ее за счет средств государства еще в 1990-е. И только позднее подключилась теплосеть, которой и был передан недострой. Только какой степени готовности, неизвестно - документы то ли потеряны, то ли их вовсе не было. Как в этом случае определить долю горсовета и предприятия?

Судебный спор в первой инстанции в мае выиграла теплосеть: у нее нашлись справки о капитальном вложении 1 млн. грн. Исполкомовские юристы активностью не отличались. В спорте в подобных случаях подозревают: а не был ли поединок «договорным»?

Конечно, управление коммунальной собственности тут же подало апелляционную жалобу. Так что до света в конце тоннеля в этой тяжбе еще далеко.

Этот процесс народ давно назвал «прихватизацией»

Почему же вокруг промбазы развернулась нешуточная борьба? Все просто - очень уж лакомый этот кусочек для любого предпринимателя. Здесь не только здание, но и примерно 3 га земли, коммуникации, водопровод, канализация. Эксперты оценивают это добро в сумму от 2 до 5 млн. грн.! И оно запросто может уплыть в частную структуру по остаточной стоимости, как это уже ранее случилось с частью имущества теплосети.

О. Марголин, похоже, уже ведет в этом направлении работу. Например, внушает сотрудникам, и об этом на днях говорил на совете арендаторов, что промбаза принесла в прошлом году 2,5 млн. грн. убытков, а значит, надо от нее «избавиться». Если ему это удастся (а кто, скажите, помешает?), получится парадоксальная ситуация. На промбазе располагаются вспомогательные службы: КИП, механики, электрики. Если их вывести из состава теплосети, значит, поскольку эти услуги входят в тариф за тепло, придется его пересматривать в сторону уменьшения. И кому в этом случае будут нужны котельные?

Кстати, О. Марголин спорным имуществом давно распоряжается по собственному усмотрению. Например, нет договора ни аренды, ни субаренды на землю.

Свой карман ближе к телу

О. Марголин уже пару лет стремится перевести в «Мелитопольнефтесервис» стройгруппу, других рабочих - якобы в целях экономии. Не получается. Сопротивляется народ. Более того, многие из них вообще предпочли бы работать в коммунальном предприятии. Только решают-то не рядовые сотрудники. А уже началось их сокращение. Уволить собираются 24 вспомогательных рабочих. О. Марголин и здесь вину пытается взвалить на городские власти. Мол, затянули с согласованием мероприятий по подготовке к зиме, вот предприятие и не обеспечило людей работой и материалами. Вопрос об экономии в теплосети в самом деле чрезвычайно актуальный. У директора предприятия, где работает 500 человек, пять заместителей. О. Марголин и ряд его замов сдали в аренду коллективу свои автомобили и сами же ими пользуются. Все это тоже из разряда бережливости?

Почему мелитопольцев беспокоят описанные безобразия? Потому что остаться без тепла, как нас уже оставили без централизованной горячей воды, никому не хочется. А нынче подготовка к зиме действительно идет черепашьими темпами!

Удастся ли городским властям «поставить» руководство теплосети на место? Посмотрим. А пока разбираться в ситуации мне помогали представители финансового управления, другие чиновники, а также сотрудники теплосети (правда, просили не упоминать их имен-фамилий). Получила я также ответы на информационные запросы от вице-мэра Александра Рыжкова, КРО. И самый любопытный - от О. Марголина.

Он заявил, что запрашиваемая информация конфиденциальна и разглашению не подлежит.

Что же он засекретил? Насколько эффективно предприятие распоряжается коммунальной собственностью. Не потому ли, что так легче ее «прихватизировать»?