А был ли «Слон»?

К истории, о которой я хочу рассказать, лучше всего подойдут эпитеты «дикая», «безобразная», «ужасная». Если вкратце, то дело выглядело так: в индивидуальный дом ближе к полуночи ворвались совершенно чужие люди и ни за что ни про что избили хозяев, перепугали до смерти двух малолетних детей - семилетнего мальчика и двухлетнюю девочку.

Чтобы прояснить ситуацию, я пообщалась и с пострадавшими, и со свидетелями этого ЧП, и со следователем. Только «налетчики» сначала согласились встретиться с корреспондентом, но в конце концов от беседы наотрез отказались.

Открыл дверь - удар в лицо

Рассказывает Ольга Коптяева, пострадавшая:

- Это произошло 10 июня. Мой муж вернулся с работы, и мы занялись домашними делами. Потом Леонид отправился к моему двоюродному брату, который живет через дом от нас, за перфоратором. По его словам, он застал там гостей - Василия и Татьяну Нейчевых и двух их друзей. Василий начал угрожать моему мужу пистолетом, потом ударил и начал стрелять. Услышав выстрелы, я выбежала на улицу и увидела, что муж, петляя, бежит к нашему двору. Я бросилась ему навстречу. В это время от брата вышла Татьяна и, пошатываясь, быстро направилась в нашу сторону. Выкрикивая оскорбления, она вцепилась мне в волосы. Мой муж встал между нами. Она ушла. Мы вернулись домой.

Я искупала и уложила детей спать. Поужинали, сели пить чай. К нам присоединилась подруга, которая живет у нас во времянке. Уже собирались расходиться (часы показывали 23.05), как скрипнула калитка. Я выглянула в окно и увидела Нейчеву и незнакомого мужчину. Я слышала его кличку - «Слон». Они стали стучать в дверь. Леня, чтобы не разбудили детей, открыл. Незваные гости ворвались и стали избивать нас. Проснулась и заплакала дочка. Татьяна замахнулась на нее: «Закройте пасть этому ...!» Подруга успела выхватить малышку из коляски и убежать в спальню, где спал сын. От криков он проснулся, незаметно выскочил из дома и убежал к моей сестре, которая живет по соседству: «Маму и папу убивают!» Сестра сразу же прибежала к нам, ее свекровь стала звать соседей. В это время в дом ворвался Василий Нейчев. Он также начал нас бить и приставлять к горлу нож. Татьяна кричала: «Вали их всех!»

Леонид Сологуб, пострадавший:

- Я не знаю, из-за чего все произошло. Раньше с Нейчевыми не общался, но кто они такие - знал. Когда я пришел к соседям (это родственники жены), они все сидели за столом, выпивали. Я перекинулся словом с хозяином Андреем Мавродиевым. А тут Нейчев: «Пошли поговорим». На улице он начал материться, угрожать, вытащил пистолет (какой именно - я не разглядел, уже темнело), ударил меня по лицу рукояткой, выстрелил в воздух.

Через два часа мы увидели, как в наш двор кто-то вошел. Раздался стук в дверь. Я открыл и тут же получил кулаком в лицо. Меня стали бить ногами, ребро сломали. Дальше ничего не помню...

Ольга Стацюк, подруга:

- После того как Леня упал от удара, меня тоже стукнули, и я на какое-то время потеряла сознание. Когда очнулась, Леня еще лежал на полу. А мужик («Слон». - А. К.) избивал Олю. Запомнился его стеклянный взгляд, как у наркомана, и еще заляпанные кровью двери, ковер. Я хотела позвонить в милицию, но Татьяна выхватила из моих рук мобильный телефон.

Надежда Мавродиева, соседка и родственница:

- Нейчевы напросились к нам в гости. Когда-то мы жили почти рядом. Как отказать? Приехали уже заметно под градусом. Сначала все было нормально. Затем Вася стал гадости говорить о моей племяннице (Ольге Коптяевой. - А. К.) и ее муже. Мол, «жируют»: воду, газ провели. Посыпались угрозы. Сообща кое-как успокоили. А потом появился еще один гость - некий Коля по кличке «Слон». Зашел Леня. Они поговорили с Васей немного на строительные темы и вышли. Тут же раздались выстрелы. В руках у Васи был травматический пистолет (с резиновыми пулями) - я хорошо его разглядела. Леня сбежал.

Когда поднялся переполох, в руках Василия я видела нож. Слышала, как он бросил жене: «Это ты все затеяла. Пошли отсюда!» Развернулся и врезал ей пощечину. У нее голова откинулась, и, поскольку я стояла рядом, удар пришелся по мне. У моего сына Андрея, который удерживал разбушевавшихся гостей, тоже руки были в синяках. А крик внучки (дочки Коптяевой. - А. К.) до сих пор стоит у меня в ушах...

Куда делся пистолет?

У пострадавших и свидетелей происшествия сложилось впечатление, что в милиции дело хотели замять. Когда прибыли сотрудники горотдела, побоище, по их словам, уже прекратилось, и непрошеные гости покинули дом. У них проверили документы и отпустили. А потом правоохранители развернулись и уехали, так никого и не опросив. Пришлось пострадавшим самим ехать в милицию и настаивать, чтобы приняли заявление.

Телесные повреждения у Ольги Коптяевой: сотрясение головного мозга, кровоизлияние в оболочку правого глаза, рана нижней губы - эксперт назвал легкими. Ей было отказано в возбуждении уголовного дела. Но материалы через ме-сяц (!) все-таки попали к следователю, который предъявил Василию Нейчеву обвинение в нанесении Леониду Сологубу телесных повреждений как легкой, так и средней тяжести (ссадины грудной клетки, сотрясение головного мозга, линейный перелом девятого ребра).

- А был ли пистолет? - размышляет следователь Виталий Ермак. - Даже я не во всех моделях разбираюсь, что уж там говорить о женщинах.

Впрочем, он соглашается: времени, чтобы избавиться от оружия, было предостаточно. Кроме того, по словам В. Ермака, в милиции решили, что нет смысла заниматься поиском «Слона». Мол, все равно наказание ему не грозит (нанесение легких телесных повреждений. - А. К)...

Амнистия

В. Нейчев отделался легким испугом. В соответствии с Законом Украины «Об амнистии» от 26 декабря 2008 г. суд освободил его от наказания за умышленное преступление (которое не является тяжким или особо тяжким), поскольку у него есть несовершеннолетние дети. То есть уголовное дело прекращено, оставлен без рассмотрения вопрос о возмещении материального и морального ущерба. Пострадавшим посоветовали обратиться в суд с иском в порядке гражданского судопроизводства.

Конечно, такой исход не может их удовлетворить. Л. Сологуб оспаривает постановление горрайонного суда в вышестоящей инстанции и рассчитывает переквалифицировать статью, по которой было предъявлено обвинение (нанесение телесных повреждений), в другую - «хулиганство» (по ней амнистия не предусмотрена). Для этого, считает адвокат потерпевших Сергей Прокопеня, есть все основания. «Разборки» продолжались несколько часов, люди слышали выстрелы (неважно, что стреляли в воздух), и происходило все это на улице, то есть в общественном месте. Посторонние беспричинно ввалились в чужой дом, избили хозяев, перепугали детей.

Но досудебное следствие, по словам С. Прокопени, было неполным. Во всяком случае, «друзей» Нейчевых не установили, пистолет не нашли. Не отрабатывалась и версия о том, что «гостям» понадобился дом. Между тем не только потерпевшие, но и свидетели утверждают, что «визитеры» требовали документы на недвижимость.

Судебного следствия и вовсе не было, сообщил адвокат. Состоялось одно заседание, на котором в течение нескольких минут судья Виктор Кучеренко зачитал ходатайство В. Нейчева применить к нему амнистию и вынес постановление о закрытии уголовного дела, несмотря на то, что подсудимый в ходе досудебного следствия свою вину не признал. В таких случаях суд, чтобы доказать вину или невиновность подсудимого, обязан допросить и пострадавших, и свидетелей.

Ольга Коптяева и Леонид Сологуб продолжают борьбу за свои права. А меня одолевают невеселые мысли. Получается, закон и правоохранители у нас вовсе не на стороне пострадавших. Выходит, что любого из нас могут избить в нашем собственном доме и никому за это ничего не будет. Если, конечно, дело не дойдет до убийства...