ЗА РЕШЕТКОЙ - 2

Срок в американской тюрьме придется отбыть полностью

В американской тюрьме, которую мы посетили, отбывают наказание за мелкие преступления, а также здесь находятся камеры предварительного заключения. В украинской колонии в с. Беленькое (материал о ее посещении был напечатан в «МВ» № 45, 8-14.11.2006 г.) содержатся убийцы, грабители, насильники. Но разница не только в этом. Например, в нашей колонии за хорошее поведение могут смягчить наказание - называется это условно-досрочным освобождением. Осужденный живет хоть и под надзором правоохранителей, но за стенами колонии, то есть ему дается глоток свободы. В американской тюрьме хорошее поведение - залог того, что осужденный отсидит ровно столько, сколько назначено судом. В противном случае срок могут увеличить.

Давайте вместе заглянем в исправительные учреждения по разные стороны Атлантического океана. Колония в с. Беленькое - это комплекс различных зданий: одно- и двухэтажных. В жилой зоне находятся баня, прачечная, медсанчасть, столовая и общежития для заключенных. Живут они по несколько десятков человек в одной комнате, спят на двухъярусных кроватях, сан-узлы общие. В промышленной зоне располагаются цеха, где заключенные работают - производят запчасти к сельхозмашинам, рубероид.

Тюрьма в Вашингтоне - громадное здание в центре города. На вид новехонькое, хоть и построено 11 лет назад. Живут заключенные в одноместных или двухместных комнатах-камерах. В них, кроме кровати, установлены умывальник, унитаз. Располагаются эти камеры вкруговую над большим овальным залом. Здесь заключенные могут посмотреть телевизор, сыграть в шахматы, почитать книгу. На «пятачке» толчется 58 человек. Все, что бы они ни делали, видит дежурный офицер. Он находится на рабочем месте постоянно (в случае отлучки его заменит коллега) и наблюдает за заключенными как непосредственно, так и с помощью телекамер. Может поговорить с ними о житье-бытье, расспросить, что беспокоит, какие проблемы мучают. «Прямое наблюдение» - так называется эта система.

Для людей больных, неуравновешенных, нарушителей режима в американской тюрьме предусмотрены особые, полностью бетонированные камеры с железными дверьми. Есть также специальные комнаты для свиданий.

Все это нам поведал заместитель начальника тюрьмы по режиму Брайан Хэммит, который охотно взялся провести экскурсию. Правда, увидеть своими глазами довелось лишь пустые комнаты да офицеров. Перед нашим приходом в один из залов заключенным приказали разойтись по комнатам. И они украдкой наблюдали за гостями через узкие окошки в дверях камер.

Ко всем преступникам отношение одинаковое

И все-таки нам разрешили пообщаться с одной из арестованных - женщиной, ожидавшей решения суда. «Да, - призналась она, - я виновата. Села за руль в нетрезвом состоянии, да еще накричала на полицей-ского. Но удивительно, что здесь, в тюрьме, отношение ко всем одинаковое: и к тем, кто совершил мелкое преступление, и, например, к убийцам».

Офицеров рядом не было - они тактично отошли подальше, оставив нас наедине. Собеседница откровенно рассказала о своих проблемах: пристрастилась к спиртному, да еще рядом муж, который тоже любит выпить. Она готова исправляться и очень надеется, что наказание будет нетяжелым и ее направят на лечение от алкоголизма. На прощание женщина согласилась сфотографироваться. Но заместитель начальника тюрьмы запретил: дескать, это может ей же повредить. Что удалось еще выяснить? В отличие от украинских заключенных, американские в цехах не работают, изготовлением продукции не занимаются. Не принято. Но наведение порядка - их задача. Надо сказать, чистота везде безукоризненная. На кухне, как и в украинской колонии, работают заключенные. Их от нас не прятали, но фотографировать все равно не разрешили. Выражение лиц - то же, что и у наших заключенных, та же тоска в глазах по воле.

К слову, украинские заключенные на завтрак, обед, ужин ходят в столовую - естественно, строем. Американцам пищу доставляют в комнаты. Нет у них и возможности выйти на улицу. Для прогулок обустроена зарешеченная веранда, где можно также играть в баскетбол и настольный теннис. Зато если в украинской колонии встречи с родными раз в месяц кратко-срочные, раз в квартал - подлиннее, то здесь они не ограничиваются, и звонить по телефону можно сколько угодно. За свои деньги, естественно.

Так же, как и у наших заключенных, у каждого американского есть свой лицевой счет. Можно заказать все, что угодно, кроме, конечно, запрещенных вещей: алкоголя, наркотиков. И пронести в тюрьму что-либо подобное невозможно. Американские офицеры таких случаев не припомнили.

Зато побеги, как и у нас, случаются. Людей, совершивших мелкое преступление, здесь иногда отпускают работать на волю. Днем заключенный трудится на хозяина в каком-нибудь кафе, а спать приходит в тюрьму. Бывало, что не возвращались.

Меры безопасности в тюрьме серьезные. Нас, как и всех прочих посетителей, пропустили через «рамку». Личные вещи попросили оставить. Поневоле снова напросилась аналогия с нашей исправительной колонией: там журналистов не проверяли. Правоохранители были уверены, что мы не принесем оружие, водку, наркотики, деньги, мобильные телефоны. Все это находится под строжайшим запретом. Но если в колонии, которую мы посетили в с. Беленькое, злоупотреблений не зафиксировано, то в других десяти исправительных учреждениях на территории Запорожской области случаи нарушения режима, по словам зампрокурора области Анатолия Еремина, не столь уж редки.

Во время посещения журналистов дисциплинарные изоляторы в украинской колонии пустовали. В вашингтонской тюрьме помещения для нарушителей были заполнены.

Что больше всего удивило американских читателей

Перечень отличий в американской и украинской пенитенциарных системах можно продолжать до бесконечности. Например, в США ни у кого даже мысли не возникает о подсобном хозяйстве при исправительном учреждении. У нас же оно - дело само собой разумеющееся. Свиньи, коровы, куры помогают колониям выживать, поскольку финансируются эти учреждения из государственного бюджета скудно, да еще деньги, как правило, задерживаются. А кормить людей нужно каждый день.

Своими впечатлениями о тюрьмах - американской и украинской - я поделилась и на страницах «Обсервер-репортер». И знаете, что больше всего удивило американских читателей? Стоимость питания одного заключенного. «Как, - спрашивали они, - можно прокормить человека на 50 центов в день?» Хотя, как выяснилось, и в Америке не слишком щедры к заключенным. По словам начальника тюрьмы, на питание одного заключенного закладывается 6-8 долларов в день. А его суточное содержание обходится в 38 долларов. Эти расходы утверждают комиссионеры - местная власть. Так получилось, что я как раз присутствовала на заседании комиссионеров вместе с коллегами из вашингтонской газеты. Доклад начальника тюрьмы и принятие решения о финансировании заняли пять минут.

Остается добавить, что в Украине нам показали одну из лучших исправительных колоний в области. И в Америке вашингтонская тюрьма, как выяснилось, является показательной во всех отношениях.