Птичье царство Леонида Калугина

Уголок Австралии

В пристройке к дому у Леонида Никитича настоящий уголок Австралии: тепло, красиво, в огромных вольерах порхают и щебечут несколько десятков ярких попугайчиков.

- С детства любил всякую живность, особенно птиц, - рассказывает гостеприимный хозяин. - Держал голубей, декоративных птиц, кроликов. А попугаями стал серьезно заниматься, когда появилась своя семья. Сначала у нас была государственная квартира, но я не рожден для жизни на этаже. Поэтому поменяли ее на дом. Супруга меня поддерживает во всем. И сейчас вот, когда приболел, помогала чистить клетки, кормить этих прожорливых шкодников.

Именно так любя называет Леонид Никитич представителей своего пернатого войска. «Шкодники» у него все чистенькие, откормленные, выхоленные и довольные жизнью. Во время нашего разговора с хозяином непоседы то замолкают, прислушиваясь к речи, то свистят, щебечут, выкрикивают, практически заглушая слова - участвуют в беседе.

- Трудностей в содержании и разведении для меня нет никаких. Зато если дело по душе, сколько оно удовольствия приносит! - говорит Л. Калугин.

Сейчас у него живут более сорока птичек, а обычно - несколько сотен. Эту армию необходимо хорошо кормить: бойкие крикуны съедают за год 250 кг проса, по 100 кг овса, пшеницы, подсолнечника. Вольеры оборудованы насестами, подвесными кольцами, игрушками, поилками и емкостями для купания. Везде чистота. Это, как считает Леонид Никитич, основополагающий принцип содержания попугайчиков. Желающим обзавестись пернатым другом он советует держать птицу в клетке. В доме свободно летающий шалун запросто погрызет обои, оторвет филенки, разберет люстру за несколько дней.

Все как у людей

Стены в одном из вольеров у Леонида Никитича увешаны скворечниками. В них гнездятся волнистые попугаи. Самочка 28 дней сидит на гнезде, высиживая потомство. Как говорит хозяин, от первого снесенного самкой яйца (а их бывает от 7 до 12) до последнего вылупившегося птенца проходит полтора месяца.

- Поведение волнистых попугайчиков порой очень напоминает поведение людей, - рассказывает Л. Калугин. - Самцы ухаживают за самочками, как галантные кавалеры, за скворечники (жилплощадь) дерутся. Если кто-то из пары проявляет чрезмерные знаки внимания к птичке из другой пары, разгораются африканские страсти ревности. Потеряв самца, самочка очень долго его ищет, тоскует, хулиганит, разоряя чужие гнезда. Самец-вдовец ведет себя спокойнее. А в целом волнистые попугаи - птицы интеллигентные.

Как признается Леонид Никитич, бывали в разноцветной стае у него любимчики. Их забирал из вольера в дом, приучал к рукам, обучал говорить, дарил дочке и сыну. «Говоруны» - это заслуга хозяев. Только упорные занятия дают положительные результаты.

- У меня были две постоянные клиентки, которые одно время регулярно покупали у меня молоденьких попугайчиков по 20 грн., - вспоминает хозяин. - Через две недели усиленных занятий птичка уже могла сказать слово или два. Тогда ее несли на рынок, там говорящих попугаев раскупали по 100-120 грн. Новым владельцам удовольствие, женщинам - заработок...

Семейный «фонтанчик радости»

По словам Л. Калугина, волнистый попугайчик - птичка, за которой нетрудно ухаживать, но сколько радости, тепла и счастья она дает в ответ на внимание и заботу человека. Горести и проблемы забываются, давление нормализуется, головная боль проходит, настроение улучшается. Не пернатое, а настоящий домашний психотерапевт, преданный друг детей и взрослых.