«Осторожно, двери закрываются!..»

В конце 70-х - начале 80-х годов в Мелитополе велось активное строительство многоэтажного жилого фонда. Тогда и была пущена в эксплуатацию большая часть городских лифтов. Сегодня многие пассажирские подъемники уже «отмотали» свой срок и требуют ремонта или замены.

В Мелитополе обслуживанием лифтов занимаются два предприятия: ЧП «Высота» ремонтирует подъемники в центральной и южной частях города, а УК «КомЭнерго-Мелитополь» обслуживает лифты в микрорайоне и на Новом Мелитополе.

По информации директора ЧП «Высота» Анатолия Слюнина, вопрос с финансированием ремонта городских лифтов пока остается открытым. Большая часть работ, которые были включены в программу ремонта пассажирских подъемников на 2009 г., связаны с заменой купе кабин. А. Слюнин говорит, что такие работы необходимо произвести в многоэтажках по ул. Ленина, 137, ул. Дзержинского, 145, ул. Кирова, 47, 55, 59, 63, ул. Крупской, 20, ул. Фрунзе, 17. Эти подъемники капитально отремонтировали в прошлом году, однако из-за отсутствия средств одновременно заменить в них кабины не было возможности. По словам директора ЧП «Высота», исходя из цен декабря 2008 г., на эти работы необходимо около 400 тыс. грн.

Самыми проблемными на сегодняшний день остаются две 14-этажки на ул. Свердлова, 39 и 43. Дело в том, что в этих домах работают только лифты грузоподъемностью 320 кг, а грузовые подъемники около десяти лет остаются в нерабочем состоянии. Это, по словам А. Слюнина, приводит к чрезмерной эксплуатации и перегрузке пассажирских лифтов. Если вопрос с ремонтом грузовых лифтов в ближайшее время не будет решен, то жителям двух высоток попросту придется подниматься на этажи по лестнице.

Пуск грузового лифта позволил бы существенно облегчить работу пассажирского в так называемые часы пик. Еще в 2007 г. была утверждена специальная программа на восстановление грузовых подъемников в этих домах, но выделенных денег (по 10 тыс. грн. на каждый дом) хватило лишь на ремонт сгоревших двигателей. Сейчас в двух многоэтажках необходимо выполнить работы в шахтах: заменить подшипники, ролики, замки и частично систему диспетчеризации (продажа пенопласта и пенополистирола). На это, по самым скромным подсчетам, потребуется более 20 тыс. грн.

Частично в этой проблеме виноваты и сами жильцы дома, которые сбрасывают в шахту бытовые отходы и даже справляют нужду. Подобную картину можно наблюдать и в доме на ул. Крупской, 10-А: напомним, что после пожара в этом доме летом был полностью заменен пассажирский подъемник, включая кабину и систему диспетчеризации, однако от ремонта уже не осталось и следа.

Срочного ремонта требуют 23 пассажирских лифта, расположенных в микрорайоне и на Новом Мелитополе. Среди них - 14 лифтов, которые остались неотремонтированными в 2008 г. (на это необходимо потратить 375 тыс. грн.). Работники УК «КомЭнерго-Мелитополь» запланировали отремонтировать девять лифтов в этом году, необходимая сумма - 230 тыс. грн. плюс 9 тыс. грн. нужно выложить за техническую экспертизу. Всего же на капремонт лифтового хозяйства необходимо 854 тыс. грн.

По мнению директора УК «КомЭнерго-Мелитополь» Андрея Хруща, рациональнее производить не капитальный ремонт, а модернизацию лифтов. Несмотря на то, что затраты на ее проведение в несколько раз превышают сумму ремонта, эффект от модернизации очевиден. После ее проведения экс-плуатировать подъемник можно в течение восьми лет, а после капремонта срок эксплуатации составляет всего четыре года. Предложения по финансированию программы модернизации лифтового хозяйства уже направлены в исполком.