Проверка на прочность

Дом, который построил ОКС

Более 15 лет жильцы шестого подъезда дома 19 на улице Героев Сталинграда живут, что называется, одной семьей. Из-за того, что в стенах образовались огромные дыры, люди могут здороваться друг с другом, не выходя из квартир. Жильцы, изучив проектную документацию, предполагают, что изначально при возведении здания строителями был неправильно заложен фундамент. Кроме того, факторами, способствующими разрушению дома, вероятно, являлись прохудившаяся за годы эксплуатации канализация и расположенная неподалеку балка.

Здание постоянно давало просадку, на его стенах множились трещины. Сегодня они настолько увеличились, что даже малейший звук, который раздается в любой из комнат, слышен всему стояку. Устранение щелей и неоднократная установка так называемых фиксирующих маячков особого результата не давали: буквально через несколько дней трещины на стенах появлялись вновь.

«Железные» оковы

Еще в 2004 г. после проведения геодезических работ дом 19 на ул. Героев Сталинграда был признан аварийным и включен в перечень городских объектов, подлежащих восстановлению. Но средства - часть государственной субвенции в размере 144 тыс. грн. - появились лишь в 2006 г. Специалисты ОКСа и подрядчики, которые включились в работу по спасению разрушающегося дома, решили, что единственным реальным способом сохранения здания является стяжка стен специальными тросами, которые надо протянуть через квартиры жильцов соседнего, четвертого, подъезда.

Вот тут и возникла проблема - хозяева этих квартир категорически отказываются впускать к себе рабочих. Более двух лет назад после многократных устных отказов жильцов четвертого подъезда дать добро на протяжку троса работники ПЖРЭУ, за которым числился этот дом, обратились в суд, добиваясь доступа в квартиры. Хозяева этих квартир в долгу не остались, и с тех пор жители треснувшего дома «гостят» в суде довольно часто.

Высоко сижу и на всех гляжу

Больше всех в данной ситуации не повезло жителям последнего этажа, в квартирах которых величина трещин стала размером в ладонь. Тамара Опрышко, проживающая на пятом этаже, утверждает, что за последние три года с просьбой решить проблему она обращалась к местным и даже областным властям, однако дальше обещаний помочь дело не пошло.

Пострадавшим жителям сказали, что нужно в первую очередь произвести экспертизу. На том и порешили. Замеры, по словам Тамары Андреевны, проводили специалисты из Херсона, которые дали заключение: дом не аварийный. С таким результатом жители многострадального подъезда, естественно, не согласились. Около года назад в их квартирах были установлены специальные устройства, через которые должны быть протянуты тросы. Жанна Коряка, жительница 63-й квартиры, говорит: «Мы согласны на все, только бы дом не развалился. А неприглядный вид крепежей мы замаскируем».

ЖЭК, который «треснул»

В управляющей компании «КомЭнерго-Мелитополь» утверждают, что с ситуацией знакомы, однако сделать на сегодняшний день ничего не могут. Дело в том, что изначально исковое заявление в суд подавало КП ПЖРЭУ, которое сегодня существует только на бумаге и находится в стадии ликвидации. Выходит, если горжил-объединение ликвидируют, то исковое заявление попросту аннулируется. Поэтому жителям многострадального дома советуют снова обратиться в суд.

По словам директора «Ком-Энерго-Мелитополь» Андрея Хруща, на выполнение ремонтно-восстановительных работ в прошлом году из местной казны была выделена необходимая сумма, однако из-за споров между жильцами деньги освоить не удалось. Единственное, что сделали коммунальщики, - заделали трещины раствором.

Взгляд из редакции

Данную ситуацию можно рассматривать с нескольких позиций. Понятна обеспокоенность жильцов пострадавшего подъезда, которые всего-навсего хотят жить в нормальных условиях и боятся лишиться своих квартир. Можно понять и жителей соседнего подъезда, чьи квартиры хотят «украсить» металлическими тросами, - эти люди переживают за внешний вид своего жилища. Точку в данном вопросе должен поставить суд, очередное заседание которого назначено на 26 января. А пока жители разрушающейся части здания продолжают жить в постоянном страхе, с ужасом прислушиваясь к каждому треску и шороху.