«Счастливого пути!»

Ирина: Скажите, действительно ли теперь нельзя перевозить детей в автомобиле без специального кресла? И если оно обязательно, как его можно закрепить в автомобиле старого образца, где на заднем сиденье нет ремней безопасности?

- По Правилам дорожного движения дети до 12 лет или ростом менее 145 см должны находиться в авто в специальном автомобильном кресле. Крепят его чаще всего на заднее сиденье, но в автомобилях старого образца их можно крепить на переднем сиденье. Кроме того, правила не запрещают перевозить детей без кресла на заднем сиденье, но в присутствии взрослого. То есть кресло можно вообще не покупать. А вот если родитель решит покатать свое чадо на переднем сиденье, ему придется заплатить штраф - от 51 до 85 грн.

Наталья: Не так давно я получила права. Скажите, обязательно ли мне клеить на стекло знак с буквой «У» и если да, то на какой срок?

- Нет, этот знак неопытному, но имеющему права водителю вовсе не обязательно использовать. Он обозначает, что за рулем находится обучающийся человек. Тем, кто уже сдал экзамен по вождению и получил права, знак не нужен, разве что для собственной безопасности. Я бы порекомендовал не знак «У», а круглую наклейку, обозначающую ограничение скорости до 70 км в час.

Анна: В среду, 3 ноября, на перекрестке пр. 50-летия Победы и ул. Гризодубовой не работал светофор, и движение регулировал регулировщик. А в 200 метрах от перекрестка стоял наряд ДПС, который останавливал чуть ли не каждого третьего водителя. Имеют ли право сотрудники ГАИ по собственной инициативе отключать светофоры? Или это было просто совпадение?

- Нет, отключать светофоры мы не можем, и в данном случае он был неисправен. Но, согласитесь, нашим водителям не хватает знания языка регулировщика. Поэтому иногда мы проводим своеобразные «тренировки», выставляя на перекресток госавтоинспектора с жезлом. Но это плановые мероприятия. И наряд через 200 метров в таком случае не выставляется - это не «рыбалка».

Ирина: Где я, законопослушный пешеход, могу перейти дорогу помимо пешеходного перехода? Ведь в нижней части города «зебру» не так просто найти.

- В Правилах дорожного движения четко написано, что в случае отсутствия пешеходного перехода пешеход может переходить дорогу в зоне действия перекрестка. При этом, если авто едет прямо, пешеход должен пропустить его, а если поворачивает, то водитель должен пропустить пешехода.

Игорь: Правда ли, что если я сам поцарапал свою машину, выезжая из гаража, то, вызвав ГАИ для получения справки о ДТП для страховой компании, я автоматически лишаюсь права вождения на 1-6 месяцев и плачу штраф от 350 до 800 грн. за невнимательность?

- Действительно, для получения справки о ДТП для последующего возмещения ущерба через страховую компанию водителю нужно обращаться в ГАИ. Мы составляем протокол и передаем его в суд. А уже там принимается решение, каким будет наказание водителю за неосторожность: штраф в размере 340-425 грн. либо даже лишение права вождения. Поэтому водителю нужно хорошо подумать, может, ему лучше обойтись без привлечения страховой компании, дешевле обойдется самостоятельный ремонт поцарапанного крыла.

Александр Евгеньевич: Нужен ли моему сыну временный регистрационный талон, если он ездит на автомобиле по доверенности? Ведь, по сути, она дает ему право распоряжаться автомобилем.

- Согласно пункту 2.1 ПДД, водитель, если он не владелец автомобиля, должен помимо доверенности иметь временный регистрационный талон или документ, подтверждающий право совместной собственности на авто. Эти правила действуют с 2003 г. Доверенность действительно дает право распоряжаться авто, но не управлять им. Да, этот пункт - слабое место правил, и я думаю, что в будущем он будет несколько изменен. Пока же главным законом для сотрудника ГАИ являются Правила дорожного движения, их выполнение мы призваны контролировать. Пока еще мы никого не привлекли к ответственности за это правонарушение, но с 1 января 2009 г. будем. Нет талона - нарушил правила, и мы вынуждены выписать штраф. А далее право каждого водителя отстаивать свою правоту в суде.

Владимир: Слышал от таксистов, что в Мелитополе уже появились камеры наблюдения. Это действительно так?

- Таких камер в городе еще нет, но с 1 января они появятся. Сколько их будет, пока сказать не могу, сейчас мы прорабатываем вопрос, где устанавливать видеокамеры. Однозначно в первую очередь они появятся на перекрестках и улицах, которые являются местами концентрации ДТП (проведена независимая экспертиза автомобилей ДТП). Но предупреждать об установке камер мы не будем, ведь это один из скрытых видов контроля.

Денис: Скажите, пожалуйста, водитель каким-нибудь образом может проверить, действительно ли остановивший его сотрудник ГАИ работает на линии, или просто вышел подзаработать полосатой палочкой на личные расходы в свободное от работы время? И еще: раньше дэпээсникам запрещали работать в темное время суток, когда они не видны, а как сейчас?

- Вопрос понятен. Во-первых, каждый сотрудник ГАИ контролируется сверху. Во-вторых, у инспектора должна быть при себе постовая ведомость, в которой указано, что он сейчас на линии. Эту ведомость водитель может попросить показать - так же, как и номер нагрудного знака и удостоверение госавтоинспектора. Но это касается только сержантов и сотрудников ДПС. Офицеров можно проверить, позвонив в дежурную часть ГАИ (тел. 43-52-87), там подскажут, кто на каком участке должен находиться. А что касается работы в темное время суток, то у нас действуют постоянные ночные наряды. Другое дело, что на таких людях должна быть специальная светоотражающая одежда, а в руках - светящийся жезл.

Вадим: Приблизительно 8 из 10 моих знакомых водителей признались, что с момента значительного повышения штрафов им приходилось платить за нарушение ПДД сотруднику ГАИ на месте, то есть давать взятку. Размер такого «штрафа», естественно, отличался от официального. Какие-то меры принимаются для пресечения такого рода договорных отношений?

- В Мелитополе, к счастью, еще ни одного госавтоинспектора не уличили во взятке. Но по Украине такие случаи есть. Мы жестко контролируем своих подчиненных, регулярно проводим рейды. Буквально на днях ловили, что называется, «на живца». Привлекаем внештатника, отправляем к госавтоинспектору с заданием дать ему взятку и следим за развитием событий. Как и положено, на линии у инспектора в кармане не бывает более 100 грн. И карманы по-честному проверяются до и после работы.

Вадим: А может, и нам, водителям, начать охоту за гаишниками и тоже снимать на фото- и видеоаппаратуру их действия, а потом показывать по ТВ и передавать в милицию?

- Ваше право - пожалуйста, снимайте.

Газетная площадь не позволяет привести все вопросы и ответы, прозвучавшие в ходе «прямой линии». К проблемам уплаты штрафов, получения временных регистрационных талонов, составления милицейских протоколов на основании снимков, сделанных любительским цифровиком, и другим мы обязательно вернемся на страницах «МВ».