Есть ли управа на пьяного за рулем?

Нарушитель-рецидивист

3 октября 2008 г. инспекторы ГАИ, не сговариваясь, составили два протокола на одного пьяного водителя. Первый раз автомобиль ВАЗ-21093 под управлением 22-летнего мелитопольца остановили в 18.45 на ул. Чайковского. В протоколе № 103914 указано, что у водителя были явные признаки алкогольного опьянения. Несмотря на наличие резкого запаха алкоголя, водитель наотрез отказался дуть в трубку «Контроль трезвости» и ехать к наркологу. Инспектор пригласил двух понятых и составил протокол по ст. 130, ч. 2 Кодекса Украины об административных правонарушениях - «за повторное управление транспортным средством в нетрезвом состоянии», а также уклонение от проверки на предмет опьянения.

После этого водитель с явными признаками алкогольного опьянения вновь садится за руль и колесит дальше по улицам Мелитополя. Второй раз его автомобиль по той же причине в 21.10 на ул. Дзержинского остановил уже другой инспектор ДПС. В составленном им протоколе № 103887 опять указано, что у водителя явные признаки алкогольного опьянения, но проходить освидетельствование он отказался. И через день, 5 октября, в 20.00 все тот же водитель на той же «девятке» был остановлен третьим госавтоинспектором! Угадайте, по какой причине на этот раз? Согласно протоколу № 110165, инспекторы обнаружили у водителя признаки наркотического опьянения: «поведение было неадекватным, а речь вялая». Будет ли для вас, читатель, неожиданностью то, что ехать к наркологу горе-водитель вновь отказался?..

7 октября все три протокола были рассмотрены Мелитопольским горрайонным судом. Водитель в суд не явился - по какой причине, правда, неизвестно. Нарушитель-рецидивист уже не раз привлекался к административной ответственности за аналогичные правонарушения: с ноября 2007 г. по октябрь 2008 г. на него составлено 57 (!) протоколов за нарушение Правил дорожного движения, 42 из которых - все по той же 130-й статье... В марте 2008 г. этот мелитополец был лишен права управлять транспортными средствами, водительские права у него отобрали (будет проведена судебная дорожно-транспортная экспертиза), но и это не стало преградой для любителя покрутить баранку.

По упоминавшимся трем протоколам суд назначил максимальный штраф - 680 грн., в сумме водителю придется заплатить 2040 грн. Отобрать машину суд не может, так как горе-водитель управляет автомобилем по доверенности, авто не является его собственностью. Получается, что нет на него никакой управы?

Как призвать к порядку нетрезвого водителя

У еще одного 24-летнего мелитопольца, которого с 2006 по 2008 гг. семь раз (!) штрафовали за вождение «под мухой», в 2008 г. отобрали автомобиль. Раньше у этого водителя уже отбирали права, но это на него не действовало. После того как в 2008 г. он дважды попался пьяным за рулем, Мелитопольский горрайонный суд постановил оштрафовать дорожного хулигана на 680 грн., конфисковать его ВАЗ-21099, оценить и выставить на аукцион. Вырученные деньги (за вычетом судебных расходов и штрафов, большую часть которых он не выплачивал) будут возвращены водителю-пьянице.

Недавно аналогичные постановления приняты в судах Запорожья и Приморска. Подобные случаи пока редкость, вот только не понятно, почему. Водителей, которые систематически садятся пьяными за руль, в нашей области и стране в целом немало. Эти люди нагло нарушают правила и не боятся никаких штрафов. Возможно, совсем скоро пыл их поутихнет, ведь новые штрафы за управление «под мухой» возросли в 10 раз.

По данным областного управления ГАИ, нередки случаи, когда водители садятся за руль в состоянии наркотического опьянения. Если у инспектора, остановившего машину, есть подозрение, что водитель подшофе, он должен предложить ему пройти освидетельствование - штраф за отказ предусмотрен ст. 131 Админкодекса. Экспертиза определяет степень опьянения водителя или его отсутствие - в первом случае на нарушителя составляется протокол, а материалы передаются в суд. Если «под рукой» у нарушителя не окажется трезвого товарища, способного отогнать авто, то инспектор ГАИ должен отправить машину на штрафпло-щадку.

Пешеходам пока везет

Если бы мелитопольские инспекторы ДПС действовали согласно этим инструкциям, то им не пришлось бы, по крайней мере в течение одного вечера, составлять два протокола на одного водителя за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. А как повезло пешеходам! Ведь нетрезвый водитель мог запросто сбить кого-нибудь или совершить ДТП. Можно предположить, что таким способом инспекторы ДПС пытаются повысить показатели борьбы с нетрезвыми водителями. Есть и еще одно предположение: халатность - просто недоборолись...