НАШЕСТВИЕ

Без труда из пруда
Большой баклан освоил полпланеты - от Гренландии до Австралии. Издавна его можно было встретить и по всей Украине. Если, конечно, хорошенько поискать. Потому что жил он только близ чистых озер, в дельтах крупных рек. Сидел себе на берегу, приговаривая: «Ловись, рыбка, большая и маленькая», - и, заметив эту самую рыбку, нырял за ней. Иногда везло баклану, чаще - рыбке. Прокормиться самому, поднять на крыло нескольких птенцов - проблема. Короче, выживали немногие. И баклан повсюду был редок. Что ж, так, в равновесии с природой, существует большинство животных.

Поэтому баклан на судьбу не роптал. И она преподнесла ему неожиданный подарок. В 1970 годах вокруг всех южных рек - Кубани, Дона, Днепра, в Крыму - появилась целая сеть мощных рыборазводных прудов. Мелководные, рыбы в них навалом - просто идеальные столовые для бакланов. В мутной воде ловить рыбку гораздо легче (спросите у политиков - они подтвердят). К тому же обленившиеся прудовые карпы - совсем не то, что шустрая дикая рыбешка. Полудомашних рыб не пугают движущаяся тень, шум. Для них это признак, скорее, не хищников (карпы о них забыли), а того, что заботливый хозяин принес еду. На прудах самым неумелым, самым неопытным бакланам удается успешно охотиться. Численность птиц резко пошла вверх.

Но каждый водоем может прокормить лишь определенное количество едоков. Остальные ищут себе другое место под солнцем. Бакланы начали расселяться. А по всему Приазовью масса мест, подходящих для этой птицы: морские острова, косы, мелководье, мутная вода... Растет и число частных прудов. Птицы их быстро обнаруживают и делают своими постоянными охотничьими угодьями.

Баклан, кстати, такая птица, которая может строить гнезда и на деревьях, и на заломах тростника, и на скалах и, если нет другого выхода, даже на земле. К тому же он оказался на удивление сообразительным. Орнитологи не раз наблюдали коллективную охоту: бакланы окружают стайку хамсы и начинают сужать круг. Ныряют, хлопают крыльями, плещут водой. Несчастная рыба мечется туда-сюда, но в конце концов каждая попадает кому-то на обед.

Черная напасть
За несколько лет большой баклан добрался из Донско-Кубанского междуречья до морских кос в Херсонской области и всюду теперь обычен. Раньше большими считались колонии в 70-80 пар, теперь 3500 пар - не редкость. Впору бить тревогу. Почему?

Во-первых, баклан распространяет целый букет болезней, опасных для человека и домашних животных: птичий грипп, орнитозы, лихорадка Ньюкасла, черви-паразиты... То есть если в приморском селе передохли все куры, виновниками могут оказаться поселившиеся неподалеку бакланы. Во-вторых, баклан не только ест, но и, извините за подробности, образует помет. Представьте себе деревце, на котором 20 гнезд баклана. Здесь живут 40 взрослых птиц плюс штук 200 птенцов. Килограммы богатого азотом и фосфором помета просто сжигают деревья, траву. Мощные когти царапают и ломают молодые побеги, те болеют, гибнут. На Обиточной косе баклан уничтожил 36 га лесопосадок - все выращенное трудами лесоводов. Да что деревья! На Арабатской стрелке помет разъедает трубы газопроводов, в море он покрывает нефтяные платформы. Хорошо, баклан пока не освоил вышки высоковольтных линий...

Ну и, в-третьих, прожорливые бакланьи стаи - конкуренты рыбаков. Конечно, баклан съедает рыбы не так уж много - граммов 300-500 в день. Когда колонии баклана невелики, то на их аппетит можно махнуть рукой. Но сейчас колонии стали такими, что каждая, выхаживая птенцов, вылавливает ежедневно до ТРЕХ ТОНН рыбы! В том числе такой, от которой не откажемся и мы: бычка, тюльки. Стайки рыб-сеголеток для бакланов - как для нас семечки.

А еще баклан вытесняет с берегов других птиц, которым становится просто негде гнездиться. Плюс центнеры бакланьего помета, которые падают ежедневно в речные протоки, озерца, приводят к их быстрому зарастанию тростником, водорослями. Близ колоний шум, грязь, вонища...

Конечно, никакой вины самого баклана во всех этих безобразиях нет. Люди сами превратили «нормальную» птицу в какого-то монстра. Человек вообще большой специалист по преодолению проблем, которые сам же и создает.

Что делать будем?
«Уничтожать!» - первое, что приходит в голову разъяренным работникам леса и моря. Но взрослая птица очень осторожна, подстрелить ее трудно. Во многих местах - на Обиточной косе, островах Молочного лимана и других - взялись разрушать гнезда и убивать птенцов. На одном из островов в Сиваше, развалив гнезда бакланов, облили бензином горы живых птенцов и подожгли. Жуткая картина, онлайн фильмы ужасов отдыхают!

Все попытки «гонять его!» приносят только вред. Не баклану - нам. Если колонию регулярно тревожить, она потребляет больше рыбы: птицы отрыгивают наловленную и вынуждены лететь за новой. Может, разваливать гнезда? Вообще-то, заселив подходящее место, бакланы стараются из года в год жить на нем. Когда им не дают спокойно жить, птицы действительно оставляют негостеприимное место и... переселяются на другое. Так люди помогают бакланам поскорей освоить новые территории.

Недавно мелитопольские орнитологи получили письмо от коллег из Израиля: «Ваш баклан нас таки достал!» Легко представить, как все происходило. На зиму стаи бакланов полетели, как обычно, на Ближний Восток, в Ливан, дельту Нила. И по дороге увидели, что трудолюбивые израильтяне заранее о них позаботились: устроили целую сеть прудов. «О, класс, ребята, нас ждут тут, садимся!»

Специалисты говорят: решить проблему можно, но решение не будет легким, быстрым, простым и дешевым.

Главное направление - уменьшить число бакланьего потомства. Мера № 1: там, где гнезда доступны (на земле, кустарнике), ни в коем случае не уничтожая гнезд, организовать прокалывание скорлупы отложенных яиц. Или половину их забирать. Важно сделать это вовремя - во второй половине насиживания (представьте эту работенку: вокруг кружат сотни черных птиц размером с утку, орут и норовят обгадить...).

Мера № 2: оставлять в гнезде двух-трех птенцов, остальных изымать и утилизировать: на производство кормов для кошек, собак, пушных зверей - норки, песца. Конечно, для этого нужны специальные артели, мини-заводы, зверосовхозы. А главное - нужно изменить законодательство: сейчас запрещено изымать из природы диких животных.

Мера № 3: всячески отпугивать баклана от рыборазводных прудов. Устраивать пруды небольшие: тогда их можно защитить (хотя бы сеткой) и птиц легче отпугнуть.

Что еще? Всеми силами не позволять бакланам обосновываться в лесопосадках - на деревьях колонии становятся неуправляемыми.

На войну с бакланом можно привлечь охотников-любителей. Но при этом учесть, что каждый выстрел обходится

в 5-7 грн. (дробь, порох и т. п.). Любителей пострелять немало, но переключить их с горлиц и куропаток на несъедобного баклана... Здесь нужны весомые материальные стимулы. Отстреливать баклана могли бы работники лесхозов. Но их надо снабдить боеприпасами, то есть нужны немалые деньги. Так ведь на восстановление лесопосадок, уничтоженных бакланом, денег уйдет гораздо больше!

По мнению орнитологов, нужна специальная, подкрепленная финансами, государственная программа решения этой проблемы. Кстати, раз уж баклан успешно наращивает численность по Средиземноморью «благодаря» нам, то может быть, «Запад нам поможет»?

В общем, по мнению орнитологов, если делать все «по уму», то за три-четыре года можно будет вдвое снизить численность баклана, а через пять-семь лет он снова станет обычной безвредной птицей. Вот ведь в Польше он еще недавно считался редким видом, в Германии даже внесен в Красную книгу. Впрочем, украинскому баклану это пока не грозит. У нас ведь многое не так, как в других странах...