Тили-тили-тесто, арис и аруса!

Саер и Хеба
Иорданское Хашимитское Королевство (полное название Иордании) - страна строгих правил и традиций. Религия и общественная мораль не приемлют добрачных связей, поэтому они здесь практически исключены. Но, как поется в известной песне, «люди встречаются, люди влюбляются, женятся...».

Саер и Хеба, на чьей свадьбе мне посчастливилось побывать, познакомились во время учебы в университете. Они расписались, то есть формально оформили свои отношения, еще в сентябре прошлого года. Эта церемония выглядит весьма буднично: молодые в обычной одежде приходят в здание суда, подтверждают намерение вступить в брак и скрепляют своими подписями свидетельство о браке. На этом же документе, который смахивает на большой диплом, расписываются их отцы, свидетели (ими могут быть только мужчины) и представитель местной власти. Вот, собственно, и все.

Поскольку Саер и Хеба не хотели жить с родителями, они арендовали квартиру и занялись ее ремонтом и обустройством. Это продолжалось до лета 2008 г., и все это время молодые жили порознь. Более того, даже появляться вдвоем на людях они не могли: настоящая-то свадьба еще не сыграна.

Прощай, холостая жизнь!
Но вот заветный день назначен. В Иордании на свадьбу принято приглашать всех родственников и близких друзей, поэтому 300-500 гостей (все приходят с детьми, включая грудничков) - это нормально. Поскольку семьи Саера и Хебы - выходцы из Палестины, в их приглашениях на торжество был отражен и политический момент: надежда на то, что когда-нибудь палестинцы снова станут хозяевами на земле, которую они покинули не по своей воле.

Как выяснилось, мальчишник и девичник в Иордании тоже проводятся - за день-два до свадьбы. К невесте на девичник, который называется «хенна», приходят не только ее подружки, но и родственницы жениха (они приносят большое блюдо с хной, которой позже дамы могут разукрасить руки, отсюда и название обряда). Чем девушки занимаются? Общаются, поют песни, танцуют, едят сладости, запивая чаем и кофе. То же самое, кстати, на мальчишнике делают мужчины. Спиртные напитки исключены - жители Иордании строго придерживаются мусульманских заповедей.

За несколько часов до свадьбы (праздник обычно назначают на вечер, когда хоть немного спадет жара) друзья жениха помогают ему принять ванну, побриться, надеть свадебный костюм. В нашем случае все это происходило в доме одного из приятелей Саера и сопровождалось песнями, рассказывающими о женихе, танцами и зажигательной барабанной дробью тамтама.

«Под венец»
Затем так же весело праздничная процессия, в которой были только мужчины, направилась к дому жениха. Его самого, взволнованного и безмерно счастливого, вывели под руки отец и братья. Почти весь путь к родному дому (200-300 метров мы шли целый час) Саер проделал на плечах своих друзей. Все это время над его головой держали раскрытый зонт, украшенный разноцветными шариками: традиция требует защищать жениха от солнечных лучей, даже если солнце уже спряталось.

Второй свадебный отрезок - путь от дома Саера к дому Хебы - занял примерно полчаса. Автобусов было несколько, отдельно для женщин и мужчин. Кавалькада получилась внушительной: автомобили беспрестанно сигналили, а народ в автобусах продолжал вдохновенно петь. В дом невесты вошли только жених и его ближайшие родственники, а уже несколько минут спустя объединенная процессия умчалась к свадебному залу.

Девочки - налево, мальчики - направо
Об этом архитектурном сооружении нужно сказать особо. Дело в том, что свадьбы в Иордании празднуют не в ресторанах, а в специальных залах. Это огромные помещения в несколько этажей, где могут разместиться все приглашенные.

Но сначала гости встречали жениха и невесту - ариса и арусу. Машина, в которой были Саер, Хеба и ее мама, въехала прямо в цокольный этаж. Молодых приветствовали криками и песнями, в их честь зажгли небольшой фейерверк. Затем все поднялись наверх и разошлись по женским и мужским залам, причем жених отправился на женскую половину.

Если вы, уважаемые читатели, думаете, что там многочисленные гости едят, как принято у нас, то есть от пуза, вы ошибаетесь. В течение двух часов, которые мы провели на свадьбе, к столу подали кофе, пирожные и пепси-колу. О спиртном, понятное дело, речь не идет вовсе, впрочем, как и о криках «Горько!».

Чем же занимались приглашенные? Тем же, что и раньше, - пели и танцевали. У меня лично сложилось впечатление, что друзья Саера, без устали исполнявшие один танец за другим, и на свет появились уже танцующими. Вы можете представить несколько десятков молодых парней, которые (абсолютно трезвые!) искренне веселятся от души и пляшут, как заведенные? Вот и я прежде представить такого не мог.

Калым
В Иордании - это дело святое. Сумма, которую арис выплачивает за арусу, обозначается даже в свидетельстве о браке. Молодые вместе с будущей тещей отправляются в ювелирный магазин, где на все эти деньги жених покупает золотые украшения. Ну а во время свадьбы он торжественно надевает их на свою избранницу в женском зале - опять-таки под песни и танцы присутствующих дам.

После свадьбы молодые зачастую продают эти украшения или некоторые из них, используя вырученные деньги по своему усмотрению. Золото в Иордании практически не падает в цене.

Несмотря на святость семейных уз, разводы в Иордании тоже, увы, случаются. Если инициатором расторжения брака выступает жена, она должна вернуть мужу подаренные на свадьбу украшения или их денежный эквивалент. Если же на развод подал супруг, то он еще раз выплачивает жене сумму, обозначенную в качестве калыма в свидетельстве о браке.

Подарки
В женском зале, как вы уже поняли, на свадьбе тоже все время танцуют и поют. Песни - это те же наши тосты, в них прославляют молодых и желают им счастливой семейной жизни. Невеста в это время может снять верхнюю накидку - жених теперь уже стал законным мужем, а посторонних мужчин поблизости нет. Именно здесь молодые разрезают свадебный торт, который в нашем случае был настоящим произведением кулинарного искусства.

В конце свадебной церемонии, которая, напомню, длится не больше двух часов, гости поздравляют молодых и фотографируются с ними. Официальную фото- и видеосъемку свадьбы Саера и Хебы проводили две девушки, одетые по мусульманским обычаям (в мужском зале они, естественно, не появлялись). Поздравить молодых в женском зале позволено только самым близким родственникам со стороны жениха. Выходит, что парни, которые так лихо отплясывали в зале для мужчин, невесту могли вообще не увидеть?! В руках у приглашенных вы не увидите букетов. Здесь это не принято - может быть, потому, что перенести местную жару удается далеко не всем цветам. Хотя у невесты букетик будет непременно.

На самой свадьбе подарков не дарят, разве что жениху при рукопожатии можно незаметно передать денежную купюру. Но спустя несколько дней гости могут проведать молодых, зайдя к ним на чашку чая и вручив, наконец, приготовленный подарок.

Под крышей дома своего
Снять свадебный зал не всем по карману. Поэтому очень часто свадебные шатры вырастают прямо на улице. Мебель - простенькие стулья, столы и специальный трон для новобрачных - берут напрокат. Но на количестве приглашенных и жизнерадостности исполняемых песен и танцев относительная скромность церемонии не сказывается.

Если свадьбу отмечают дома, то к столу могут подать и истинно праздничное блюдо - мэнсаф (баранина с рисом, натуральным йогуртом и жареным миндалем). Это очень вкусное, но и очень недешевое угощение.

...и имел трех жен
А как же многоженство, спросите вы. Отвечу: это традиция, которая в Иордании уже почти сошла на нет. Коран (Священное Писание) разрешает мусульманину иметь нескольких жен. Но каждую из них нужно обеспечить жильем и средствами к существованию, а это немалые суммы.

Да и жизненный уклад в каждой семье свой. Во всяком случае, в семьях у Саера и Хебы многоженство не принято. Так что пожелаем им долгой и счастливой семейной жизни!