Заплатить без переплаты

Цены растут везде
О том, что на пути к оплате коммунальных услуг у мелитопольцев существуют серьезные препятствия, «МВ» писали уже не раз. Напомним суть проблемы. Чтобы рассчитаться за услуги вовремя, до 20 числа следующего месяца, нужно одно из двух: или отстоять пару часов в очереди, или заплатить энную сумму комиссионных - от 1 до 20 грн. за квитанцию. Причем цены, как и всюду, постоянно ползут вверх, в Укрсоцбанке, например, комиссионные выросли в два раза: было 5 грн. - стало 10. Без очереди тоже можно - но лишь после 20 числа, то есть с нарушением сроков, указанных в договорах с поставщиками услуг. Что же делать потребителю?
Клиентам неудобно...
Сразу оговоримся: жильцы кооперативных домов и обществ совладельцев оказались в более выгодном положении уже хотя бы потому, что платят за все услуги по одной квитанции и, значит, оплачивают комиссионный сбор тоже один раз. С коммунальными предприятиями кооператив рассчитывается централизованно. Да и многие банки заключают с ЖСК и ОСМД договоры о бесплатном обслуживании.

Большинство жителей города расплачиваются с коммунальными предприятиями напрямую. А каждый поставщик услуг - сам себе «режиссер» и заключает договор со «своим» банком. В итоге получается вот что: в одних банках без комиссии принимают платежи за тепло, в других - за воду. Но надо платить комиссионные или за мусор, или за газ, или и за то, и за другое. Например, в Правэкс-банке можно рассчитаться без дополнительных «накруток» за воду и тепло, а за остальные платежи придется добавить по 1 грн. В Индустриалбанке комиссионные, кроме как за мусор, стали взимать и за газ, вдобавок они подросли с гривни до трех.

Комиссионных не берут нынче за оплату всех без исключения услуг только в отделениях Ощадбанка. Так что удивляться тому, что именно здесь и скапливаются очереди, не приходится. Ведь заплатить без «накруток» и сразу за все услуги лучше в одном месте, а стоять в очереди только ради «мусора» или «газа» желающих маловато.

До недавних пор такой «бесплатной точкой» была и почта. С 1 сентября почтовики ввели комиссию - 1,5 грн. за электроэнергию. Плата невысокая, поэтому не всех испугала, но настроение многим, прежде всего пожилым людям, испортила.

...а банкирам - невыгодно!
Сразу заметим, что банки не заинтересованы в приеме платежей за коммунальные услуги. Управляющие отделений откровенно говорят, что затрат труда и бумаги здесь больше, чем выгоды. Поэтому договорный процент просят все выше и предпочитают работать с клиентами в других сферах. А поставщики услуг, естественно, не хотят платить больше и отказываются от договоров.

В итоге круг «бесплатных» банков постоянно сужается. А кому из потребителей услуг хочется платить больше? Ведь это увеличивает существующие тарифы, которые и так стремительно растут.

Есть ли выход из этой ситуации?
Есть, и не один. Например, установить интернет-терминалы в общественных местах: нажимаешь кнопочку с названием коммунального предприятия, вносишь необходимую сумму и получаешь чек об оплате и сдачу. Чтобы возле терминалов не скапливались очереди, как в отделениях Ощадбанка, нужно, чтобы их было много. Также немалую роль играет скорость интернета при подключении терминала. За это отвечает интернет провайдер, у которого будут обслуживаться терминалы. В Мелитополе их пока нет вообще. А что есть?

В отделениях Ощадбанка существует такая форма обслуживания, как «длительное поручение»: клиент пишет заявление с просьбой ежемесячно списывать конкретную сумму за тот или иной платеж, а в конце года получает отчет о платежах. Эта система действовала в советское время, затем нестабильность экономики заставила вкладчиков отказаться от этой услуги. Так что теперь она существует лишь на бумаге, стоимость этой услуги - 1 проц. от суммы платежа, но не менее 5,00 грн.

Еще в советские времена была задумка создать при Ощадбанке единый расчетный центр. Для этого надо было «закольцевать» все банки и все коммунальные предприятия, установить банкоматы. Клиент, который решил бы воспользоваться услугами такого центра, должен видеть полную картину своих платежей: за что кому должен или переплатил. В Мелитополе, в отличие от некоторых крупных городов (Днепропетровска, Донецка), эта задача осталась нереализованной.

В Приватбанке, Райффайзен банке Аваль, ПУМБе, Укрсоцбанке и некоторых других банках принимают платежи через банкомат. Впрочем, услуга эта тоже небесплатна.

В Приватбанке также действует программа «Приват-24». Она позволяет клиентам - не только юридическим, как в большинстве банков, но и физическим лицам - зайти на интернет-сайт банка и перечислить любые платежи со своего счета по назначению, не выходя из дома или офиса, нужно только правильно указать реквизиты. Для тех, у кого нет свободного доступа к Всемирной сети, в отделениях банка установлены интернет-киоски.

Прогресс до Мелитополя еще не дошел
Теоретически есть такая возможность и у других банков. Но на практике прогрессивные взаимоотношения с клиентами широкого распространения еще не получили. Причин много и разных. Не готовы банки: руководители одних отделений признавались, что программ нет или они просто-напросто не по карману; в других - говорили, что все это теоретически возможно, но до практики дело пока не дошло.

Не готово население: не столь еще широка компьютерная сеть. Да и услуга эта, как правило, недешевая.

Не готовы городские власти и коммунальные службы: похоже, что они заинтересованы в получении платежей только на словах, но созданием для этого условий еще не озабочены. Спрос, видимо, не подталкивает к развитию предложения. Но это не повод для городских властей оставлять все как есть. Надо же так не любить, не уважать свой народ, чтобы заставлять его стоять в очередях ради платежей за коммунальные услуги!