Заплатить без переплаты
Большинство жителей города расплачиваются с коммунальными предприятиями напрямую. А каждый поставщик услуг - сам себе «режиссер» и заключает договор со «своим» банком. В итоге получается вот что: в одних банках без комиссии принимают платежи за тепло, в других - за воду. Но надо платить комиссионные или за мусор, или за газ, или и за то, и за другое. Например, в Правэкс-банке можно рассчитаться без дополнительных «накруток» за воду и тепло, а за остальные платежи придется добавить по 1 грн. В Индустриалбанке комиссионные, кроме как за мусор, стали взимать и за газ, вдобавок они подросли с гривни до трех.
Комиссионных не берут нынче за оплату всех без исключения услуг только в отделениях Ощадбанка. Так что удивляться тому, что именно здесь и скапливаются очереди, не приходится. Ведь заплатить без «накруток» и сразу за все услуги лучше в одном месте, а стоять в очереди только ради «мусора» или «газа» желающих маловато.
До недавних пор такой «бесплатной точкой» была и почта. С 1 сентября почтовики ввели комиссию - 1,5 грн. за электроэнергию. Плата невысокая, поэтому не всех испугала, но настроение многим, прежде всего пожилым людям, испортила.
В итоге круг «бесплатных» банков постоянно сужается. А кому из потребителей услуг хочется платить больше? Ведь это увеличивает существующие тарифы, которые и так стремительно растут.
В отделениях Ощадбанка существует такая форма обслуживания, как «длительное поручение»: клиент пишет заявление с просьбой ежемесячно списывать конкретную сумму за тот или иной платеж, а в конце года получает отчет о платежах. Эта система действовала в советское время, затем нестабильность экономики заставила вкладчиков отказаться от этой услуги. Так что теперь она существует лишь на бумаге, стоимость этой услуги - 1 проц. от суммы платежа, но не менее 5,00 грн.
Еще в советские времена была задумка создать при Ощадбанке единый расчетный центр. Для этого надо было «закольцевать» все банки и все коммунальные предприятия, установить банкоматы. Клиент, который решил бы воспользоваться услугами такого центра, должен видеть полную картину своих платежей: за что кому должен или переплатил. В Мелитополе, в отличие от некоторых крупных городов (Днепропетровска, Донецка), эта задача осталась нереализованной.
В Приватбанке, Райффайзен банке Аваль, ПУМБе, Укрсоцбанке и некоторых других банках принимают платежи через банкомат. Впрочем, услуга эта тоже небесплатна.
В Приватбанке также действует программа «Приват-24». Она позволяет клиентам - не только юридическим, как в большинстве банков, но и физическим лицам - зайти на интернет-сайт банка и перечислить любые платежи со своего счета по назначению, не выходя из дома или офиса, нужно только правильно указать реквизиты. Для тех, у кого нет свободного доступа к Всемирной сети, в отделениях банка установлены интернет-киоски.
Не готово население: не столь еще широка компьютерная сеть. Да и услуга эта, как правило, недешевая.
Не готовы городские власти и коммунальные службы: похоже, что они заинтересованы в получении платежей только на словах, но созданием для этого условий еще не озабочены. Спрос, видимо, не подталкивает к развитию предложения. Но это не повод для городских властей оставлять все как есть. Надо же так не любить, не уважать свой народ, чтобы заставлять его стоять в очередях ради платежей за коммунальные услуги!