Двухколесная проблема

«МВ»-справка
Из Правил дорожного движения Украины, п. 1.10:

«Мопед - двухколесное транспортное средство, имеющее двигатель с рабочим объемом до 50 куб. см; мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, имеющее двигатель (преобразователи частоты) с рабочим объемом 50 куб. см и более. К мотоциклам приравниваются мотороллеры, мотоколяски и механические транспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 400 кг».

Скорость в кубе
Двухколесный транспорт с мотором сегодня перестал быть роскошью. В этом сезоне мотороллер можно купить даже за 250-300 долларов. Согласно Правилам дорожного движения (ПДД), для управления таким видом транспорта (при условии, что объем его двигателя не превышает 50 куб. см) водительское удостоверение не нужно, как и техпаспорт на него, скутеры и мопеды не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и регулярно проходить техосмотр не обязаны. Водителю достаточно иметь при себе лишь документ, подтверждающий право пользования.

При этом мотороллеры могут развивать неплохую скорость - от 60 до 100 км в час, потребляя всего два-три литра бензина на сто километров. И самое важное - не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы освоить это чудо техники: газ да тормоз, главное - держать равновесие.

- Вместе с тем зарубежные производители выпускают более мощную технику, с объемом двигателя больше 50 кубов, которая внешне очень похожа на менее мощных собратьев, и отличить ее невооруженным глазом просто нереально, - сетует инспектор профилактической работы ГАИ Андрей Генов. - Водители этим пользуются. Но когда такой мотороллер идет вровень с автомобилем, скорость которого более 100 км в час, то он автоматически переходит в разряд гоночных мотоциклов. А вот их уже нужно и регистрировать, и получать права на управление! Никто этого не делает, и даже, поймав нарушителя, что называется, «на горячем», не всегда удается доказать, что его двухколесный транспорт на самом деле не безобидный велосипед.

На нет и суда нет
Регистрация транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания объемом меньше 50 куб. см, согласно ПДД, является прерогативой местной власти. Хочет (и может) - регистрирует, нет - на нет и суда нет. В Мелитополе, видимо, и без того проблем хватает, до скутеристов власти дела нет.

Между тем в Винницкой области такая работа уже ведется. Механизм работает: для регистрации скутера или мопеда владельцу необходимо обратиться в подразделение регистрационно-экзаменационной работы ГАИ по месту своего проживания и представить на осмотр транспортное средство с пакетом документов: паспорт гражданина Украины, документы, подтверждающие приобретение мопеда, удостоверение водителя с открытой категорией «А». Если у водителя нет удостоверения, владельцы мопедов должны иметь при себе карточку водителя мопеда установленного образца. Чтобы ее получить, нужно прослушать бесплатный курс лекций по Правилам дорожного движения и успешно сдать тест по проверке знаний. Плюс еще одно обязательное условие: карточку не получить водителю, которому еще не исполнилось 16. Что мешает властям потребовать от мелитопольцев выполнения таких правил? Только нежелание что-либо делать.

Дорога беспечности не прощает
Купить себе мопед может любой подросток. Возраст покупателя или кто сядет за руль «игрушки» продавец вовсе не обязан спрашивать. А именно несмышленая ребятня, по мнению водителей, и представляет наибольшую угрозу на дорогах, а вовсе не бывалые байкеры, которые в большинстве своем опытные водители с многолетним стажем.

В ДТП с участием скутеристов гибнут и калечатся, как правило, именно они, потому что совершенно ничем не защищены. Автомобилисты же, находящиеся под защитой металлического корпуса машины и подушек безопасности, остаются невредимыми.

Еще один нюанс: ездить по мелитопольским дорогам на мотороллере - занятие небезопасное, маленькие колеса так и норовят попасть в очередную колдобину. А если учесть, что скутер сам по себе малоустойчив и может опрокинуться просто на мокрой дороге, что водитель может потерять управление даже от вихревых потоков воздуха, созданных проезжающим мимо на большой скорости мощным грузовиком, то вообще стоит задуматься, надо ли садиться за руль этого чуда техники.

На заметку!
Скутер должен быть оснащен звуковым сигналом и светоотражателями.

Выезжать на дорогу с неисправными тормозами запрещено.

В темное время суток или при плохой видимости необходимо включать фару.

Наличие шлема - обязательно.

Управлять мотороллером могут только лица, достигшие 16-летия.

Двигаться по проезжей части на мотороллере можно только в один ряд по крайней правой полосе или по обочине, если это не мешает пешеходам.

За нарушение этих правил ст. 127, ч. 2 КоАП Украины предусматривает ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 1,7 до 8,5 грн. Если нарушитель находился в состоянии алкогольного опьянения, то на него имеют право наложить штраф в размере от 34 до 68 грн. Когда нарушение привело к созданию аварийной обстановки или ДТП, штрафные санкции возрастают до 85-170 грн.

А как у них?
В США и Европе давно решили эту проблему: там, чтобы сесть за руль скутера, необходимо пройти специальный курс обучения, а также получить разрешение на вождение. В России также недавно ввели обязательную регистрацию всей мототехники, а управлять мопедом можно лишь с 16 лет.

P. S. С начала проведения акции «Мотоциклист», которая стартовала 22 июля, сотрудники ГАИ зафиксировали 28 случаев нарушения Правил дорожного движения водителями мотоциклов, шестеро из них к тому же находились в состоянии алкогольного опьянения, сообщил инспектор профилактической работы ГАИ Андрей Генов. На штрафплощадке ГАИ на данный момент находятся 6 мотоциклов. Акция, инициированная управлением ГАИ, продлится до 22 августа.