В Америке для мужчин политика - это власть, а для женщин - страсть

Мэр носит джинсы и поет песни Элвиса Пресли

- Вообще-то я работаю строителем. У меня есть собственная фирма, она - основный источник моих доходов…

Так нас, мелитопольских журналистов, огорошил во время встречи мэр Вашингтона (штат Пенсильвания) Кеннет Весткотт. Позднее мы узнали, что его предшественник был парикмахером. Интересно, если избиратели портили ему настроение, отражалось ли это на их прическах?

Оказалось, что круг полномочий градоначальника ограничивается выслушиванием жалоб избирателей, контролем за работой полиции и пожарной части. За это ему «положено» 9 тыс. долларов в год, что составляет примерно пятую часть доходов К. Весткотта. К слову, депутаты (их всего четверо) также работают за символические по американским меркам деньги: 7 тыс. долларов год. Они распределяют бюджет, проводят тендеры на выполнение работ по благоустройству города.

Знаете, на что больше всего сетовал мэр? Что ему часто приходится появляться в офисе. Дней приема по личным вопросам у него нет, можно беспокоить в любое время. «Достают», мол, по телефону и дома. Чем гордился? Что сам отвечает на звонки горожан! А пресса, по мнению К. Весткотта, необоснованно критикует за то, что привлекает в Вашингтон новый бизнес. Выражения для характеристики взаимоотношений с журналистами наш визави не выбирал. Об одной из конфликтующих с ним газет он так и сказал: «Поцарапала задний проход, когда использовал вместо туалетной бумаги».

Правда, с украинскими журналистами мэр был вежлив и приветлив. И даже исполнил для нас куплет из песни Элвиса Пресли - хорошо исполнил, с душой. Над тем, что мэр преклоняется перед великим Пресли и подражает ему, многие вашингтонцы с удовольствием подшучивают.

От градоначальника ничего не зависит

Конечно, эти способности мэру - совсем не подспорье. Но, похоже, организаторские здесь и не требуются. Потому что ничего от градоначальника не зависит. А проблемы, конечно, есть. И даже похожи на наши. Например, в бюджете города - «дыра» в 400 тыс. долларов. И образовалась она, считает мэр, потому что вашингтонцы «бедные» - средний годовой доход всего 27 тыс. долларов. А примерно 20 проц. населения получает меньше 20 тыс. долларов, то есть находится за чертой бедности.

На безопасность (содержание полиции и пожарной службы) местные жители «отстегивают» 1 проц. доходов, такой же налог - на собственность, еще 1 доллар в неделю - на муниципальные услуги. Есть еще налог на бизнес - 0,5 проц. от валового дохода. Мэр выступает за увеличение налогов, но поддержки в горсовете не находит. В Америке, как и в Украине, у политиков в канун выборов (они пройдут в 2007 г.) не в чести непопулярные решения. В общем, мэр Вашингтона - фигура больше декоративная, представительская, чем активно действующая.

Однопартийность в местной власти недопустима

В чьих же руках сосредоточена конкретная власть? Есть муниципалитеты. В графстве Вашингтон (город и окружающие поселки-тауншипы) их 67. Каждый ведает своей отраслью: образованием, культурой и т. д. Над ними - комиссионеры: законодательная и исполнительная власть графства в одном коктейле.

Избирают своих представителей сначала партии, затем народ. Причем если два комиссионера демократы, то третий - республиканец. У всех совершенно равные права, друг другом они командовать не могут. У каждого свой офис. Однопартийность во власти недопустима, немыслима и невозможна. Такой подход, доказывали комиссионеры, создает «контрольно-проверочный» баланс.

Заседания проходят публично - заходи и слушай, наблюдай, кто хочет. Более того, каждый желающий может выступить по любой проблеме, нужно лишь перед началом «форума» записаться. Повестка дня формируется накануне и тоже публично.

А начинается заседание с присяги флагу. Все встают, поворачиваются к нему, правую руку кладут на сердце и громко клянутся в верности. Комиссионеры голосуют не поднятием руки - просто на вопрос секретаря отвечают «да» или «нет». Два ответа «да» - решение принято.

Есть и другие незыблемые традиции. Первым вопросом обязательно значится слово от общественности. Что нам довелось наблюдать? Разбирательство конфликта между соседями. Упреки в адрес властей, что не на всех избирательных участках создали нормальные условия для голосования людей с ограниченными физическими способностями. Критику: мол, комиссионеры неоправданно повысили себе зарплату. И оправдания: решение принял предыдущий «созыв». В конце повестки еще один любопытный и очень приятный штрих: вопросы от прессы.

Представители власти излучают доброжелательность, приветливость. Комиссионеры, услышав, что на заседании присутствуют украинские журналисты, подходили к нам, пожимали руки: «Добро пожаловать в США!» Охотно фотографировались с гостями. Не менее охотно отвечали на вопросы.

Сами комиссионеры считают свою систему власти неповоротливой и неэффективной и мечтают ее изменить. Но пока все на стадии разговоров. Давно запущенное колесо крутится в привычном направлении.

Семья на первом месте

В двух комиссиях соседних графств - по одной представительнице слабого пола. Ближе удалось познакомиться с Пэм Снайдер. Беседа с ней оказалась чрезвычайно интересной.

Во время общения она так и сказала: «Для мужчин политика - это власть, а для женщин - страсть». Пэм 25 лет занимается политикой. Была шерифом, помощником (представителем) конгрессмена. И вот сейчас сама стала «боссом». Зарплата уменьшилась в два раза, а забот стало намного больше. Но обаятельная миссис Снайдер ничуть об этом не жалеет. Свое графство она считает «бедным» - доходы ниже минимальных у 18 проц. граждан. И Пэм с утра до позднего вечера хлопочет, чтобы в графстве развивались инфраструктура, земледелие, стремится привлечь инвесторов, постоянно в поисках новых проектов.

Собранность, деловитость, патриотизм удивительным образом сочетаются в ней с чисто женским обаянием и заботой о ближних.

- Семья, - признается Пэм, - для меня всегда на первом месте.

Впрочем, такая расстановка приоритетов, похоже, отличает всех американцев. В какой кабинет ни зайдешь, в глаза бросаются фотографии детей, внуков, жен, мужей. Снимки не только рассказывают о семье хозяина офиса, но и создают неповторимый уют, вытесняя официоз и казенщину. Представьте: на огромном подоконнике в служебном кабинете - восемь детских фотографий. И папа восьми ребятишек, по мере «взросления» своих сыночков и дочек, обновляет снимки. А в офисе у Пэм, помимо семейных, мы увидели снимки, на которых она с экс-президентом США, вице-президентом, конгрессменами. Тоже интересно. Американцы гордятся встречами с известными людьми и с удовольствием делятся воспоминаниями. Их отличают открытость и непосредственность, патриотизм и радушие.