Хамство на маршрутах

А еще за то, что она каждый день ездит на кладбище. (Заметьте: не на гулянку, а на могилу погибшего сына!) Услышав справедливый ответ, что это ее личное дело, водитель пригрозил высадить женщину из салона. По какому, спросила я, праву? Сказал, как отрезал: автобус частный - что хочу, то и ворочу.
Необязательные обязательства
Водитель на сей счет глубоко заблуждается. Маршрутка - никто не спорит - принадлежит ему. Но маршруты, по которым она курсирует, - собственность громады Мелитополя. От ее имени горисполком выступил в роли заказчика и заключил с перевозчиком - в данном случае это ООО «Автобусный парк» - договор. А в нем, между прочим, говорится, что предприятие (как, впрочем, и еще семь фирм и трое частных предпринимателей) берет на себя обязательство перевозить бесплатно представителей 24 льготных категорий без всяких ограничений и за полцены пенсионеров по возрасту. Директор ООО Денис Катюха утверждает, что он раздал водителям копии соглашения. Выходит, знают и хамят?

Но случаются вещи и похуже! 7 июня на маршруте «Новый Мелитополь - Северный переезд» произошло настоящее ЧП. Водитель Игорь Манцевич не просто отказал ветеранам-супругам в бесплатном проезде, а еще и грубо вытолкал их из своего «Мерседеса». В итоге женщина упала и сломала ключицу. По словам заведующего сектором транспорта Вячеслава Камчатного, расследованием ситуации занимаются милиционеры, а маршрутник еще 1 июня уволен из фирмы «Дизель-ТД» за систематические нарушения. Как выяснилось, он в самом деле работал на линии без путевого листа и отметки механика в документе, что является грубым нарушением. Однако виноватым себя не считает и утверждает, что пассажиры были пьяными, а директор Олег Березовский уволил его задним числом.

Принудительная благотворительность
Маршрутники в один голос заявляют, что предложенные исполкомом условия невыполнимы. По большому счету так и есть: возить льготников «в неограниченном количестве» - себе в убыток. Ведь до водителей предусмотренная государством компенсация за перевозку льготников не доходит. Госказначейство перечисляет деньги фирмам, которые за счет этих траншей погашают налоги, сборы. Что еще более удивительно, субвенции, поступающие на эти цели, полностью не расходуются. Например, в прошлом году «сэкономлено» 300 тыс. грн., в мае нынешнего - 50 тыс. грн. Всего в этом году на льготные перевозки пассажиров в Мелитополе запланировано израсходовать 1005 тыс. грн. Но уверенности в том, что это удастся сделать, нет никакой. Как рисуют «средне-потолочный показатель» в отчетах перед социальной службой руководители фирм, с которыми заключены договоры о перевозке льготников, столько и получают. Кстати, сколько человек из 40 тыс. мелитопольских льготников пользуются своим правом на проезд, никто не знает. Ведь многие из них - лежачие, не выходят из дома. Другие же, как пассажиры в кладбищенском автобусе, предпочитают заплатить сполна, но не унижаться.

Так или иначе, водители, оказывая услугу льготникам, занимаются, без преувеличения, благотворительностью. Далеко не все на это способны. Есть маршрутки, где красуется надпись: «Автобус частный, без льгот». Их в исполкоме считают «левыми», но сделать ничего не могут - полномочий, говорят, у местных органов самоуправления не хватает. А постоянно работать в содружестве с транспортной инспекцией, ГАИ местные чиновники то ли не хотят, то ли не умеют. Рейды, которые время от времени организует мэрия, проблему не решают: весть об «облаве» моментально разносится на линиях, и с поличным никто из маршрутников не попадается.

Устойчивый абсурд
В городе немало не только водителей, грубо отказывающих ветеранам, но и таких, кто ссылается, что «уже везет двоих льготников». Спрашивается, зачем фирмы, под крышей которых числятся маршрутники, подписались под договором, что никому не будут отказывать? «Выжимали» из горисполкома согласие на повышение тарифа, а там хоть трава не расти? К сожалению, такой вариант вполне устроил городские власти. На бумаге они выполнили «миссию» по социальной защите ветеранов, а на деле столкнули лбами льготников и водителей. Это подтверждает и статистика. За первые три недели после скачка цен на проезд поступило 119 жалоб на водителей «Дизель-ТД». По 38 претензий заработали «Мотор-экспресс» и «Транзит», 40 - «Автосвiт». Ни одной обиды от ветеранов не зафиксировано лишь в адрес частного предпринимателя Андрея Дьячкова. Еще шесть перевозчиков нарушили обязательства в отношении льготников от двух до 12 раз.

Все это лишний раз подтверждает, что соглашение между властью и перевозчиками лишь декларирует бесплатный проезд для 24 категорий граждан, но не выполняется. Чтобы принять к нарушителям радикальные меры (например, лишить лицензии, расторгнуть договор), следует обратиться в суд и предъявить протокол. Письмо или звонок ветерана тут не помогут. Ведь в конфликте - две стороны, и каждая считает себя правой.

Доходит до абсурда. Некоторые водители вообще не пускают в автобус пенсионеров - даже тех, которые готовы платить по полному тарифу. Но маршрутники их и слушать не хотят, грудью преграждая путь в салон.

Есть ли лекарство от хронической болезни? Самое лучшее - отдать деньги непосредственно каждому льготнику. И в этом сходится большинство наших читателей. Мол, каждый распоряжался бы государственной помощью по собственному усмотрению. Но «верховным» органам власти, которые должны сказать свое слово, сейчас не до развязывания узлов.

Второй вариант - выпустить и раздать на руки льготникам проездные билеты. Глядишь, и исчезла бы почва для конфликта. И, кстати, появился бы документ для последующей компенсации водителям за оказанную услугу. Но этот путь тоже упорно отвергается: местной власти то ли денег жаль, то ли хлопоты страшат.

А навести порядок иными способами не получается. Хотя в Бердянске, например, мэрия сумела это сделать: там пенсионеры, школьники и студенты ездят со скидками, а льготники - бесплатно. И никаких конфликтов. Может, нашим чиновникам стоит перенять этот опыт? Ведь от Мелитополя до Бердянска рукой подать!