Как украинской власти избавиться от коррупции
12 березня 2013 11:30
Хотите пример? Пожалуйста. Чашка кофе в киевских кафе стоит примерно вдвое дороже, чем в Барселоне или Афинах. Не из-за исходных продуктов, зарплат персонала или дороговизны недвижимости. Осмелюсь предположить, что разница в цене возникла из-за так называемого коррупционного налога — собственники кафе слишком круто тратятся на взятки бесконечным проверяющим органам.
Причины жуткого состояния дорог, заасфальтированных к Евро-2012, ещё ждут своих пытливых следователей. Есть веские подозрения, что и там без коррупции не обошлось. Сейчас Госфининспекция рапортует о безобразиях, выявленных в региональных автодорах. Но гораздо больше, чем суммы злоупотреблений, меня — журналиста и налогоплательщика — интересуют фамилии. Если они названы не будут, значит, с коррупцией в этом госбизнесе останется всё по-прежнему, и через год мы снова увидим воронки и рытвины на дорогах.
Помимо банального откусывания изрядного куска от нашего пирога, коррупция опасна тем, что меняет принципы работы государственного аппарата. У самых высоко сидящих чиновников из-за коррупции в руках вместо власти оказывается лишь её иллюзия. Виной этому выстроенная система сбора и подъёма взяток от низового чиновничьего уровня наверх. Классическая же вертикаль власти подразумевает лестницу из чинов разного калибра, по которой деньги и распоряжения идут сверху вниз, а отчёты об исполнении — снизу вверх.
Что происходит, если доход персонажа, сидящего где-то посередине вертикали, примерно на 5% состоит из казённого жалованья, а на 95% — из полученных снизу подношений? Правильно: примерно 15% рвения и ответственности уделяется распоряжениям сверху и досаждающим гражданам. Остальные 85% рвения и ответственности направлены на сохранение коррупционных схем, приносящих 95% личного дохода.
Это и есть та причина, из-за которой не работают антикоррупционные законы, принятые два года назад. Виктор Янукович при всём чест-ном народе жаловался, что злодеи на местах блокируют антикоррупционные усилия. На самом деле он жаловался на выстроенную властную вертикаль. Можно написать сотню новых антикоррупционных законов и создать тысячу актикоррупционных комиссий. Толку не будет, пока оставаться коррупционером будет экономически выгодно. В Украине, как видим, всё ещё выгодно и не слишком страшно.
Мне нравится пример Хорватии, которая с июня нынешнего года уже будет членом ЕС. В такую перспективу сложно было поверить в 1998 году, когда я там впервые побывал. Милая, уютная страна, только что выкарабкавшаяся из войны: законно избранный на третий срок президент-диктатор Франьо Туджман, самые лакомые бизнесы — в руках его детей, приватизация «под заказ», бурчание местных собеседников по поводу цензуры, коррупции и мафии.
Когда папы-диктатора не стало, с бизнесами у детей как-то перестало ладиться. Дочь и вовсе была предана суду за взятки, но осуждена не была. Из пучины коррупции страна выбиралась долгих 12 лет. Последним аккордом было осуждение осенью 2012 года близкого соратника Туджмана — экс-премьера и лидера бывшей правящей партии Иво Санадера. По иронии судьбы, он получил десятилетний тюремный приговор как раз в конце 2012 года — именно к этому времени Санадер, согласно его предвыборным обещаниям, намеревался ликвидировать коррупцию в Хорватии, чтобы выполнить одно из условий вступления в ЕС.
Как и опыт Италии, где жёсткая фаза борьбы с коррупцией растянулась на двадцать лет, хорватская история даёт нам два урока. Первый: с налёта победить коррупцию нереально. Кто такое обещает, либо добросовестно ошибается, либо собирается использовать антикоррупционные лозунги для перехвата собственности и власти. Второй урок: для капитального ремонта и перезапуска прогнившего госаппарата нужно искать внешних союзников. Это только Мюнхгаузену удалось вытащить себя из болота за волосы. Хорватии и Италии помогли ласковые пинки еврососедей.
Александр Крамаренко, главный редактор персонального делового журнала «Деньги».