Что оставил новому премьер-министру Николаю Азарову его «попередник»
16 грудня 2012 21:18
Этот кризис – первое, и основное, что передал новому премьеру Азарову его «попередник». Что еще досталось ему в наследство?
1. Пустой бюджет
Сейчас, после принятия госбюджета на 2013 г., все эксперты взялись анализировать именно его. Но как по мне, куда более важна – и интересна для страны – ситуация с бюджетом 2012 г. И тем наследием, которое его выполнение оставляет на следующий год.
Чтобы выполнить бюджет на 2012-й, за декабрь Кабмину нужно собрать в казну 65 млрд. грн. В декабре 2011-го Кабмин смог собрать лишь 30 млрд грн. В ноябре 2012 г. – 32 млрд. грн. Самый оптимистичный прогноз по сборам на декабрь 2012-го – максимум 35 млрд. грн. Следовательно, казна в этом году недополучит 30-35 млрд. грн.
Но что такое закон о бюджете? По большому счету, это закон о расходах. Доходы определяет не столько бюджет, сколько налоговое законодательство и другие законы. Задача же Кабмина и Верховной Рады в бюджете – посчитать, какое количество расходов может себе позволить страна в следующем году.
Ситуация с выполнением бюджета 2012 г. создает первую серьезную проблему для нового Кабмина Азарова – он не сможет профинансировать определенное количество расходов, по которым были взяты обязательства в этом году. А это значит, что придется влезть в кассу бюджета следующего года – плюс к тому дефициту в 50,4 млрд грн., которые уже заложены в госбюджет-2013.
Конечно, Кабмин может просто запретить брать обязательства и переносить их на следующий год или влезть долги, профинансировав эти расходы за счет новых займов. Сделать это можно двумя способами. Первый – открытый и публичный – это рынок заимствований. Второй, не совсем честный, – это использование для расчетов средств местных бюджетов, которые находятся на счетах госказначейства, что и делается в последние месяцы. Но ведь и эти долги все равно нужно будет отдавать.
2. Социальное напряжение
Невыполнение бюджета и его расходов – это всегда удар по конкретным людям, и в том числе избирателям. Ведь это – задержки по выплате зарплат бюджетникам, платежей компаниям, которые выполняют работы, и в свою очередь платят зарплаты и т. д. А это – неизбежный рост социального напряжения, которое происходит уже сейчас, и будет нарастать дальше.
3. Нулевой рост экономики
Если бы в следующем году наблюдался экономический рост, это, возможно, частично помогло бы перекрыть проблемы нынешнего года. Но роста нет, и в следующем году не будет. Это косвенно признало и само правительство – составляя бюджет, оно фактически заложило в нем рост экономики в размере -0,3%. Тот рост, который правительство заложило формально – +3,4% – это публично пропагандистская цифра, которая кроме рекламных целей не означает ничего.
Как так?
В нынешнем году доходы бюджета составят максимум 345 млрд. грн. Доходы следующего года прогнозируются правительством на уровне 361,5 млрд. грн. Выходит, рост доходов бюджета на 4,7% будет даже меньшим, чем размер запланированной инфляции (4,9%). Но это значит, что либо ВВП не будет расти, либо доля ВВП, которая перераспределяется через госбюджет (в Украине она составляет около 25%) снизится. Во второе я не верю. Выходит, единственная причина для роста экономики – инфляция.
4. Высокая инфляция
По результатам 11 месяцев 2012 г., в Украине наблюдается дефляция 0,4%. Сохранится ли она в следующем году? Если Кабмин и Нацбанк попытаются отойти от политики «остуживания» экономики, – уверен, что нет. Инфляция в следующем году будет значительно выше, чем заложенные 4,9%. Думаю, она составит 9-10%.
Почему? Все довольно просто. Последние полтора года власть в Украине сознательно тормозила экономическое развитие. Политика НБУ сводилась к тому, чтобы уменьшить ликвидность, и тем самым удержать курс гривны и инфляцию. Но охлаждая рынок валютный, они охладили и рынок кредитный. Стоимость кредитных ресурсов в Украине сейчас не ниже 25-27% годовых. В условиях отсутствия инфляции никакая экономика не выдержит подобных процентных ставок. Финансировать любые инвестиционные проекты оказалось нельзя. И экономика начала остывать.
Недавно Национальный банк заявил, что в следующем году направит 72 млрд. грн. на целевое рефинансирование коммерческих банков для кредитования проектов реального сектора экономики. Это – очень правильный, хоть и очень запоздалый шаг.
Но в результате, на рынке появится дополнительный финансовый ресурс. И даже с учетом того, что он пойдет на финансирование долгосрочных проектов, через оплату зарплаты, закупку материалов и другие расходы эти деньги попадут в экономику. А это приведет к росту – сначала спроса, а потом и предложения в экономике. Что на фоне роста ликвидности приведет к росту инфляции.
5. Снижение реальной заработной платы
Ее снижение – неизбежное следствие остывания экономики, и падения темпов производства. Пока общую статистическую картину поддерживает бюджет – его расходы на учителей, врачей, военных и т.д. Но в следующем году ситуация с социальными расходами из бюджета будет принципиально иной.
Их размер отталкивается от минимальной зарплаты и минимального прожиточного уровня, которые закладываются в бюджете. А их рост на следующий год, до декабря 2013 г., составит лишь 1,1% (второе повышение соцстандартов, на 3-4%, произойдет только в декабре 2013-го).
Выходит, 11 из 12 месяцев бюджетники будут жить в ситуации, когда их доходы по отношению к 2012 г. увеличатся лишь на 1%. Инфляция за тот же период должна вырасти почти на 4,9% (причем это – плановая, реальная составит 9-10%). Выходит, в бюджетной сфере произойдет уменьшение реальных доходов населения на 3-4%. На фоне задержек социальных выплат это создаст большую проблему новому составу правительства.
6. Отсутствие средств для финансирования бюджета
Еще одна проблема – финансирование дефицита бюджета. Ведь 50,4 млрд. грн. – это лишь официальный дефицит, показанный в госбюджете. Реальный же его размер, с учетом финансирования НАК Нафтогаза, Ощадбанка и других государственных компаний за счет выпуска ОВГЗ, больше – 65,1 млрд. грн.
Покрывать дефицит Кабмин планирует за счет приватизации и заимствований. Но в условиях охлаждения мировой экономики и плохого бизнес-климата, инвестировать в приватизационные процессы инвесторы не решатся.
Возникнут проблемы и с госзаймами. После того, как бюджет был принят Радой, все рейтинговые агентства пересмотрели свои оценки платежеспособности Украины в сторону ухудшения. Это значит, что стоимость ресурсов на рынках для Украины автоматически вырастет. Взять деньги она могла бы у стран-партнеров – к примеру, финансовую помощь ей обещала Еврокомиссия и США. Но – лишь при условии сотрудничества с Международным валютным фондом.
А программы с Фондом, очевидно, не будет. Внутренний рынок также не спасет – он уже сейчас перенасыщен долговыми государственными инструментами. Единственным, кто сможет выйти на этот рынок, будет Национальный банк. Но массово скупать гособлигации он не сможет – иначе просто сорвет ситуацию на финансово-кредитном и валютном рынках.
Поэтому правительству придется договариваться о решении долговых проблем на политическом уровне. С кем? Если МВФ, ЕС и США не помогут – остается одна Россия.
7. Украина на крючке у России
Следующее «наследство» – обязательства НАК «Нафтогаза». Согласно «газовому» договору с Россией, НАК обязался выкупать у Газпрома определенный объем газа. Сейчас Нафтогаз не выкупает этот объем. В результате, над ним нависает угроза штрафных санкций на весь объем невыкупленного газа.
И даже если Киев сможет договориться с Газпромом, тот, скорее всего, оставит себе право оштрафовать Украину – на «черный день». Не говоря уже о том, что НАК не импортируя газ в достаточных объемах, использует газ из подземных хранилищ. Следовательно, в новый сезон страна войдет с пустыми запасами и потенциальной угрозой штрафных санкций за недобор газа.
8. Народные депутаты
При прошлом составе Кабмина Рада утвердила новый закон о выборах и ввела смешанную систему. В результате, в новый созыв Верховной Рады вошли 225 мажоритарщиков – с которыми нужно будет работать, убеждать голосовать, а за это – помогать им воплощать в жизнь их предвыборные обещания на местах. С учетом того, что они – мажоритарщики, им кроме личных меркантильных интересов, нужен будет ресурс для своих округов.
Но даже без мажоритарщиков, Кабмин не мог сдержать неадекватный рост расходов (и неподтвержденных доходов) бюджета. В первой принятой редакции бюджета на 2012 г. его доходы были утверждены на уровне 361,8 млрд грн. Но в нынешнем году бюджет пересматривали 37 раз, в результате, увеличив его на 13 млрд. грн. Теперь попытки пересмотреть бюджет будут случаться намного чаще.
Правда, в отличие от 2012-го, в следующем году возможность для роста доходов бюджета за счет выплаты налога на прибыль авансом, неуплаты НДС и т.д. исчерпана полностью. В результате, в Украине остался лишь один слой бизнесменов, способных увеличивать налоговые поступления – это крупнейший бизнес. То есть, украинские олигархи. Позволят ли они сдирать с себя еще больше налогов? Очень сомневаюсь. А, значит, в следующем году Украину ожидает, по сути, война между бизнесом и налоговой.
Как следствие, основная перспектива следующего года, доставшаяся от «попередников», решить что более приемлемо: воевать не на жизнь с олигархами либо… сдаваться России.