Никого не жалко. Убийство в Караване вызвало волну обвинений в сторону жертв
10 жовтня 2012 14:04
Даже трудно себе представить, что переживали родные расстрелянных Владимира Бурчака, Дмитрия Марченко и Александра Завадского, когда по телевизору вопреки всем процессуальным и этическим нормам демонстрировали видео о том, как их мужей и отцов лишали жизни. Потом полилась грязь в интернете. А ведь если быть до конца честными, вина убитых лишь в том, что они зарабатывали деньги одной из самых неблагодарных профессий — магазинных сторожей.
Не любят у нас охрану в супермаркетах. А за что любить? Каждый второй покупатель хотя бы раз сталкивался с казарменным хамством охранников в торговых центрах. Каждый третий на виду у всех подвергался унизительной процедуре досмотра. Есть и те, кто испытали нешуточный стресс, когда их хватали за рукав и тащили в тёмную подсобку, где в окружении коллег в униформе раздевали едва ли не до трусов. А всё из-за того, что покупатель попал в объектив камеры с какой-то безделицей и охрана отнеслась к этому с подозрением.
Впрочем, если поразмыслить, то тут нечему даже удивляться. Какая страна, такие и охранники. За все годы независимости власть так и не удосужилась хоть каким-то образом урегулировать деятельность охранных структур. При таком попустительстве со стороны государства нашлось немало желающих заработать на охранном бизнесе. По словам специалистов, большинство владельцев охранных агентств — бывшие милиционеры, поэтому с получением лицензии в МВД у них проблем не возникло. Дальше оставалось закупить униформу, на зарплату 2–2,5 тысячи гривен набрать персонал из сельской местности, не владеющий даже азами самообороны (поскольку обученные профессионалы обошлись бы дороже), и можно выступать полноправным субъектом предоставления охранных услуг. Что касается ТРЦ «Караван», то его владельцы и вовсе пошли путём наименьшего сопротивления, организовав собственную охрану. Из средств самообороны у сотрудников — рации да оборудованная комната для бесед с проворовавшимися покупателями. Ни одной тревожной кнопки на сотни метров торговых площадей, ни одного дежурного милиционера. А зачем? Закона об охране нет, никто не обязывает. Владельцы торгового центра, где произошло тройное убийство, за помощь в раскрытии которого обещана премия в размере 100 000 грн., вряд ли могут сообщить, сколько людей прошло через их «комнату страха». Судя по волне жалоб в сети, немало.
Выбирая, чью сторону принять — убийцы или жертв, украинцы будто заболели извращённой версией стокгольмского синдрома и стали жалеть убийцу. Обида, затаённая на грубость или тумак от хамовитого охранника, пусть не в «Караване», так в другом торговом центре, наглядно иллюстрирует настроения в обществе, где здравый смысл отступает перед оскалом личной неприязни. Каждый, кто вспомнил, как его, сына, дочь, брата или друга оскорбили охранники, бросил свой камень в убитых сторожей и фактически поддержал преступника. Подобный эффект — и с убийцами Оксаны Макар, когда жуткие подробности преступления затмила ненависть к её непутёвой жизни. Ту же реакцию вызвал случай в селе Семиполки Киевской области: из убийцы милиционера сделали народного героя, потому как не считали жертву нравственным человеком.
После тройного убийства едва ли не главной новостью стало то, что 18 октября вступает в силу закон «Об охранной деятельности». С одной стороны, государство наконец возьмёт эту сферу под контроль. С другой — учитывая ситуацию с подготовкой кадров в этом бизнесе, возникают серьёзные опасения, что документ может лишь усугубить противостояние по линии охранник – покупатель. Так, если раньше охранникам было хотя бы номинально запрещено задерживать людей, проводить в какие-либо комнаты, применять физическую силу, обыскивать и прочее, то новый закон позволяет им это делать на вполне легальных основаниях. Более того, теперь охране будет разрешено использовать спецсредства: наручники, резиновые дубинки, электрошокеры и прочее. Также секьюрити разрешат натравливать на нарушителей служебных собак. Невооружённым гражданам остаётся только уповать, что встреча с охраной теперь не закончится избиением дубинками или приковыванием наручниками к батарее. А вооружённые вскоре могут продолжить дело «караванского стрелка». И, похоже, осуждать их никто не станет.