С годами становлюсь мягче
10 жовтня 2012 14:00
Хотя, честно сказать, в педагогический я попал случайно. У меня был хороший друг, вместе играли в футбол, вот он и подбил. После вуза пошел служить. Армия сделала меня дисциплинированным, там научили просыпаться по первому звонку будильника. А уже после армии попал сначала в МИМСХ, а затем - в школу.
Если не знаешь своего предмета, дети не будут уважать. Они не глупые, все понимают, все видят. Поэтому после армии пришлось тяжело поработать, многое забылось. Обложился учебниками, исписал шесть общих тетрадей по 96 листов каждая. Зато мои ученики никогда не видели меня с конспектами. А они любят проверять. Вот буквально на днях спрашивали о коллайдере. Да, этого нет в учебниках, но пришлось рассказывать, что знаю.
А вообще детей, с которыми можно поговорить, стало намного меньше. Раньше я мог сыпать цитатами из «12 стульев», «Золотого теленка», и меня понимали. Теперь же они просто не реагируют, потому что не читают. Они приходят домой, и сразу же за компьютер - в «Одноклассники», «ВКонтакте». Есть единицы, которые хотят, которые учатся, но их все меньше. Еще лет десять назад я не мог выбрать, кого послать на олимпиаду, был уверен, что и тот, и другой покажут результат, теперь же не знаю, кого отправить. Дети не хотят работать тяжело. Они метят в юристы, экономисты - хотят считать деньги.
Да и более эгоистичными стали ученики, это видно. С ними стало тяжелее работать. Но я уже почти 40 лет в школе. Семиклассники приходят наслышанными, сидят смирно.
И это хорошо. Нельзя допускать, чтобы ученики садились на голову, иначе больше не будешь главным на уроке, они начнут диктовать свои правила. Есть замечательная политика кнута и пряника, так вот и первого, и второго должно быть в меру, должен быть баланс.
Хотя будет несправедливо, если не сказать, что нынешние дети идут в ногу со временем. Сейчас происходит революция в информационном пространстве, технологии развиваются с сумасшедшей скоростью, а дети успевают. Правду говорят, ученика можно научить за день, студента - за неделю, а учителю понадобятся месяцы.
Я уже четыре года пенсионер. Но Бог миловал, здоровье еще есть. Замечаю, что с годами становлюсь мягче. Но, думаю, еще нужен, еще есть от меня польза. Да и не представляю, как без детей, без школы, без нашей газеты «Дека-Да!», которую делаем с девочками из школьного актива, без всего этого антуража. А ведь это и есть счастье, когда с радостью идешь на работу, а затем радостно возвращаешься домой.