Языковый закон похоронил Верховную Раду
5 липня 2012 13:59
Языковое законодательство - последняя капля. Мое решение об отставке было рационально-прагматичным. Было бы неправильно и несправедливо, если бы в таком президиуме и в таком парламенте оппозиция по-прежнему была представлена в моем лице. Более того, парламентская оппозиция вчера приняла решение не принимать участие в пленарных заседаниях до осени. При таких обстоятельствах мне тоже нельзя оставаться в руководстве Рады.
- Вам не кажется, что подобные отставки, демонстративный уход из сессионного зала, часто практикуемый оппозицией, а сейчас еще и отказ от работы в парламенте до выборов приведут к фактической сдаче парламента вашим оппонентам из Партии регионов?
- Нет. Наоборот, наше участие в обсуждениях, в дискуссии может стать способом легитимизации незаконных решений, которые проводит власть. Как в истории с законом о выборах. Почему дискуссионные изменения в закон были признаны и в Украине, и международным сообществом? Потому что была создана специальная комиссия при участии оппозиции и власти, и это дало основание европейским экспертам сказать, что закон плохой, но он был компромиссом.
Когда мы вступаем в дискуссию, власть шулерским образом принимает незаконные решения, а наше присутствие их фактически легитимизирует. Чтобы не допустить этого в дальнейшем, мы решили так: сегодня парламент представляет только одну партию и только определенную часть украинского общества, и это даст возможность если не теперь, так в новом составе парламента спокойнее возвращаться к принятым ими законам и отменять их.
- Вы считаете, потом будет реально отменить все, что большинство примет до осени?
- Как минимум те, которые точно являются общественно неприемлемыми. Например, сегодня речь идет об очередном транше законов об ограничении действия тендерных процедур (депутаты приняли закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок", - ред.). Вполне очевидно, что это расширяет поле для коррупции. Кстати, в этом законе были и мои поправки - их, ясное дело, не учли. Но наше участие в дискуссии ничего не изменило бы. Вы сами видели на примере языка, как можно с вопиющими нарушениями - хоть из президиума, хоть с бокового кресла - провести закон в своих интересах. Если полгода-год назад большинство пыталось хотя бы создавать иллюзию дискуссии, то теперь ситуация полностью изменилась: они действуют как парламент одной организованной парламентской преступной группы. Присутствовать на сходняке для оппозиции неправильно.
Осталось немного времени. Думаю, украинский народ не пострадает, если оппозиция какой-то период не будет работать в пленарном режиме, а потом проанализирует, промониторит эту "деятельность" и поотменяет законы после выборов.
- Все это означает, что должность вице-спикера, закрепленная за оппозицией, будет вакантной?
- Сейчас трудно прогнозировать. Оппозиция не собирается предлагать другую кандидатуру. Но у власти есть свои обязательства перед очень большим количеством людей. Не исключаю, что на мое место придет какой-нибудь доблестный боец из братских хитрозадых союзников Партии регионов.
- Вам не кажется, что Литвин, когда подавал в отставку, продолжил "разводить оппозицию, как котят", как вчера выразился Чечетов. Есть мнение, что за его поведением кроется четкий предвыборный расчет.
- Я не знаю, о чем думал Литвин, но власть настроена его уволить. Уже проголосован законопроект об изменениях в регламент - о простой или одноразовой, так сказать, процедуре его увольнения. Теперь достаточно рассмотреть вопрос в комитете, а это 15 минут, потом вынести его в сессионный зал и открытым голосованием в 226 голосов отправить в отставку. Так что, мне кажется, в данном случае Литвин не был элементом предвыборной игры, а скорее защищал себя после того, как его власть, которой он верно служил два с половиной года, его кинула.
- Кто может сменить Литвина в должности спикера?
- Это будет какая-то переходная фигура - чтобы сделать вид, что остатки парламентской демократии имеют место быть, чтобы дожить до выборов и в случае необходимости принять какие-то выгодные решения. То есть это будет тоже марионеточная фигура, может, даже комическая фигура, может, даже не из Партии регионов.
- Можно ли считать сегодняшние события парламентским кризисом?
- Думаю, это политический кризис, поскольку речь идет не только о проблеме парламента, но и проблеме Украины в целом. Я имею в виду и тот факт, что президент вчера побоялся выступать с посланием перед Верховной Радой - впервые за последний период, причем по абсурдной причине: якобы текст послания очень длинный. Да он в прошлом году был в два раза длиннее. И президент выступал, это его обязанность! И то, что президент побоялся разгонять митингующих и прийти на итоговую пресс-конференцию, и масса других обстоятельств, которые вроде как забылись в контексте Евро-2012, но остаются актуальными. Не решен ни один вопрос международных отношений, в том числе с Россией. Все это говорит о том, что Янукович завел Украину как минимум в общественно-политический и внешнеполитический кризис. А парламент просто наиболее ярко характеризует степень этого кризиса.
- Сегодня от Януковича прозвучала идея о досрочных выборах в Раду. Оппозиция эту идею поддерживает...
- Мы с удовольствием это поддерживаем, потому что всегда были сторонниками досрочных выборов, но считаем, что при базовой характеристике ситуации - новый парламентский кризис, общественно-политический кризис - справедливо провести их одновременно с президентскими. Мы готовы встретиться и обсудить это с президентом. Он призвал нас к встрече, мы готовы сделать это хоть сегодня в формате "оппозиция - президент". Такой вариант нас устраивает.
- Почему отказались встречаться с Януковичем и представителями большинства в среду?
- Мы же уже неоднократно говорили, что насмотрелись на лидеров большинства и наговорились с ними, так что нет смысла говорить с ними еще и в Администрации президента.
- Как вы думаете, президент подпишет закон о языках?
- Янукович пока не может его подписать, потому что закон еще не вышел за пределы парламента. Из разговора с Литвиным мы поняли, что он свою подпись не поставит. Очевидно, это произойдет, если Литвин будет уволен, вместо него придет новый спикер, подпишет, и тогда Янукович тоже подпишет.
- Какие политические и общественные последствия может иметь для Украины закон о языках?
- Это может поставить под угрозу сам смысл и содержание существования украинского государства. Парадоксальность и трагичность ситуации в том, что не русскому языку угрожает сужение сферы использования, а украинскому - вымирание через 10-15 лет. А когда умирает язык, теряется смысл самой идеологии Украины как независимого государства. При всем пафосе моих слов это реальная угроза. Тогда, очевидно, Украина станет инструментом реализации новой доктрины России о Евразийском экономическом сообществе, где государственная независимость будет чисто формальной. Поэтому речь идет сейчас скорее не о защите языка, а о защите, прежде всего, права Украины быть самостоятельным государством и субъектом международных отношений.