Инструменты российского влияния на выборах-2012
18 червня 2012 11:34
Лучший повод для вмешательства в дела Украины в ближайшее время - это парламентские выборы, которые должны пройти осенью. Уже сейчас в информационном пространстве нашей страны тяжело не заметить присутствия проектов, в которых очевиден российский след.
Во-первых, это, конечно же, политический проект Виктора Медведчука Украинский выбор, который формально не привязан к грядущим выборам, и партией не является. Связь с Россией в нем очевидна в виду как руководства (личные контакты Виктора Владимировича с Кремлем ни для кого не секрет), так и программной составляющей. В рамках Украинского выбора, например, отстаиваются идеи интеграции нашей страны в Таможенный союз с Россией.
Во-вторых, нельзя не вспомнить и о партии Натальи Королевской. Кампания этого политпроекта носит характерный для российских политтехнологов агрессивный характер. Правда, эту "силу" называют также и производной Банковой. Однако, речь может идти также и о ""двойной юрисдикции", если участь, насколько сильно влияние России на разных уровнях нынешней украинской власти.
В-третьих, нельзя не отметить активизацию российского крыла в составе непосредственно Партии регионов. Финансируемые из российских источников организации ”соотечественников”, возглавляемые нардепами из ПР, последовательно представляют интересы Кремля в нашей стране. Сейчас их лидеры продвигают ”языковый закон”, который позволяет серьезно усилить собственные позиции в рамках ПР, а также обеспечить их переизбрание в крымских и южноукраинских мажоритарных округах.
Все это указывает на следующее. Россия будет очень серьезным фактором на грядущих парламентских выборах. Ее участие будет комплексным, и не будет сводиться к поддержке одной политической силы. Россия будет преследовать собственные интересы, которые выходят за рамки украинского политического процесса. Похоже, что Кремль в украинской политике решил пойти путем диверсификации. Тактика поддержки одного политика и одной партии оказалась неэффективной, поэтому в Кремле перешли к комплексному присутствию через разные группы и разные центры влияния, каждый из которых призван мотивировать другой.
Для России идеальным был бы вариант, при котором в Украине при власти был не один клан, а их консорциум, и чтобы каждая группировка регулярно искала поддержки в Кремле. Чтобы украинские политики бежали в Таможенный союз наперегонки, опасаясь, что кто-то из них прибежит первым.
Тот же Медведчук, очевидно, призван напомнить, что у Кремля всегда есть и другие кандидаты на должность "киевского князя". Королевская может влиять на украинскую власть через структуры парламентского большинства, а, например, Вадим Колесниченко и ему подобные - непосредственно через Партию регионов.
Скорее всего, всерьез вопрос о какой-то альтернативе в Украине не рассматривается. Кремлю в принципе не очень-то и нужен кто-то другой в украинской власти. Но те, кто есть сейчас, должны стать контролируемыми. Диверсификация вмешательства в украинскую политику является одним из инструментов достижения этой цели.
Петр Олещук, политолог