Опять 25. Кому нужна новая пошлина на иномарки
9 червня 2012 13:51
Министр экономического развития и торговли Украины Петр Порошенко, который и сообщил о решении комиссии, пояснил, что официальное решение будет оглашено по завершению консультаций с торговыми партнерами. Министр добавил, что в Украине за последние три года существенно сократилось производство автомобилей. В результате было потеряно более 12 тыс. рабочих мест, резко растет доля импорта.
"На сегодняшний день есть все основания для того, чтобы защищать рынок в Украине таким образом. Почему украинские производители и украинский рынок должны быть защищены 6-10% пошлиной? Те же производители в России защищены 25% пошлины и успешно развивают свою промышленность", - отметил Петр Порошенко.
Он не назвал утвержденные ставки спецпошлины и сроки ее действия. Однако ранее Минэкономразвития рекомендовало комиссии установить спецпошлины на уровне 6,46% для автомобилей с объемом двигателя от 1000 до 1500 куб. см и 15,1% - для авто с двигателем от 1500 до 2200 куб. см. Специальная пошлина будет взиматься дополнительно к уже существующей, 10%-ной. По неофициальным данным, именно эти ставки спецпошлины были утверждены комиссией.
Аналогичные ставки называл президент УкрАвто Тариэл Васадзе в интервью ЛІГАБізнесІнформ. По словам бизнесмена, обсуждалась пошлина на уровне 6% и 12,9%. Это мизерная надбавка, которую не заметит обычный покупатель, уверен глава УкрАвто. Он подчеркивает, что сокращение импортной пошлины с 25% до сегодняшних 10% дало возможность заработать автоимпортерам. В итоге страдает бюджет страны и внутренний производитель.
Если комиссия действительно утвердила предложенный уровень ставок, то, учитывая действующую 10-процентную пошлину, совокупный размер ввозной пошлины для автомобилей с объемом двигателя от 1500 до 2200 куб. см составит 25,1%, а для авто с двигателем от 1000 до 1500 куб. см - 16,46%.
Эту информацию косвенно подтверждают в Минэкономразвития. Говоря о защите рынка, заместитель начальника управления развития базовых отраслей промышленности Минэкономразвития Владимир Горник оперирует ставкой пошлины в 25%, которая, по его словам, заложена в проекте Государственной программы развития легкового автомобилестроения Украины до 2020 года.
Пошлина - это один из рычагов защиты собственного рынка, она позволит дать толчок развитию автопрома, говорит Владимир Горник. "Сегодня, при действующей 10-процентной пошлине, инвесторы не заинтересованы вкладывать деньги и развивать производство в Украине, - пояснил он ЛІГАБізнесІнформ. - При 25-процентной пошлине стоимость импортируемого автомобиля увеличится, будет создана локализация, что задействует украинские смежные предприятия".
Впрочем, автопроизводители говорят, что сама по себе пошлина не поможет автопрому встать на ноги. Необходимо выдержать баланс интересов украинских предприятий и иностранных компаний. Для этого нужен комплекс мер по снижению налогового давления. При этом государство должно обеспечить увеличение платежеспособности населения.
В корпорации УкрАвто предостерегают: если не будут созданы равные условия для производителей, Запорожский автозавод может остановиться. "Если ничего не поменяется в следующем году, мы можем объявлять, что еще один завод в Украине прекращает свое существование", - отметил вице-президент по производству корпорации УкрАвто Олег Папашев.
По его словам, Украина после вступления во ВТО предоставила свободный доступ на свой рынок импортным товарам, при этом условия для местных предприятий не изменились. "Украина является членом ВТО... Были внесены колосальные изменения в законодательство... Созданы равные условия для перемещения товаров. Но, сделав этот шаг, Украина не сделала главного - не адаптировала законодательство в области производства", - говорит представитель УкрАвто.
В Украине - огромное количество налогов, существует проблема с возвратом НДС. "Практика, когда государство должно ЗАЗу 200 млн.грн., не нормальна. Для бизнеса это существенная сумма, учитывая, что кредитные ресурсы сегодня стоят 20%. Это не ставит Украину в равные условия с конкурентами", - отметил Папашев.
Примечательно, что, говоря о введении пошлин, сегодня украинский автопром смещает акценты. Раньше пошлина рассматривалась как основной инструмент по привлечению зарубежного инвестора. Сегодня в автопроме не скрывают: заинтересованности у мировых концернов в приходе на украинский рынок нет, а пошлина позволит решить проблему внешнеторгового баланса.
По словам Папашева, украинский авторынок объемом 250-280- тыс. не интересен потенциальным инвесторам. Чтобы мировые автопроизводители пришли в Украину, государство должно обеспечить гарантии защиты инвестиций и бизнесс-план по возврату средств.
С этим соглашается Петр Порошенко: "Доля импортных автомобилей в дефиците платежного баланса составляет значительную часть, и не реагировать на это мы не можем". Сегодня привлечение инвестора не является главной целью, основная задача - защита национального производителя, подчеркнули в Минэкономразвития.
Новая пошлина - худший способ защитить отечественного производителя, считает народный депутат Виктор Янукович (младший). Введение спецпошлины будет иметь разрушительные последствия для украинского рынка, полагает он.
"Если мы говорим о развитии, а не о консервировании отрасли, на рынке должна работать свободная конкуренция, - считает депутат. - На условиях, которые предлагаются, можно спасти одну-две компании на несколько лет, но не индустрию в целом".
В случае введения спецпошлины цены на украинские автомобили сразу же повысятся. "Но не за счет улучшения качества, просто на рынке не будет выбора. При этом больше всего пострадает средний класс", - уверен Виктор Янукович.
"Если будет реализован этот недальновидный шаг, в ответ можем получить соответствующие санкции со стороны членов ВТО на украинский экспорт - АПК, металлургию и так далее", - добавляет депутат.
Первая международная реакция на возможное введение Украиной пошлин появилась еще в конце минувшей недели. Японская делегация в ВТО заявила, что в случае введения дополнительных пошлин на импорт автомобилей Украина грубо нарушит правила ВТО.
В заявлении напоминается, что согласно правилам ВТО Украина может ввести пошлины только в случае резкого непредвиденного роста импорта. Тогда как импорт автомобилей в страну за 2009-2010 годы, напротив, снизился - на 71,5%, до 107 тыс., утверждает японская делегация. А поставки японской техники падали даже более высокими темпами: с 51,6 тыс. автомобилей в 2008 году до 9 тыс. в 2010 году.
Вместе с тем, негативно введение дополнительной пошлины на иномарки оценили участники опроса, который проводился на портале ЛІГА.net. Против введения пошлины высказались 72,45% респондентов (1010 голосов). Опрос проводился с с 30 мая по 8 июня 2012 года, участие в нем приняли 1394 посетителя портала.