Краеведческому музею - 100 лет: самые необычные экспонаты

Переглядів: 1343

18 травня 2021 08:09

Краеведческому музею - 100 лет: самые необычные экспонаты фото
В музее более 60 тысяч экспонатов

Фактической датой основания Мелитопольского краеведческого музея можно считать 1900 г., когда уездная земская управа за 750 рублей приобрела коллекцию из 180 чучел птиц местной фауны. А в 1910 г. в Мелитопольском реальном училище был открыт еще один музей памяток края. И можно было бы начинать исторический отсчет, если бы эти музеи не были ведомственными, то есть предназначались исключительно для ограниченного круга посетителей. А вот первый публичный музей под названием «Мелитопольский краевой» открылся 1 мая 1921 г. И именно его будем считать предком современного краеведческого музея, а потому и празднуем столетний юбилей в мае 2021-го.

Во время оккупации города (1941-1943 гг.) накопленные до революции и в первые десятилетия советской власти артефакты, увы, не удалось сохранить. Возобновлять коллекции начали уже после 1945-го. До 1950 г. в Мелитополе было два краеведческих музея: городской и областной, которые находились в одном доме по ул. Дзержинского (сейчас - ул. Интеркультурная). А в 1967 г. городской музей переехал в здание по улице К. Маркса (сейчас - ул. М. Грушевского), где находится до сих пор.

Сейчас в фондах Мелитопольского краеведческого музея (МКМ) более 60 тыс. экспонатов: древних и не очень, больших, объемных и совсем крошечных. Но все без исключения они имеют историческую ценность и играют свою роль в большой истории нашего города.

Попадают артефакты в музей разными путями. Что-то нашлось во время раскопок, что-то выудили в пункте приема металлолома, что-то передали в дар. Очень часто свои семейные реликвии и истории приносят в музей мелитопольцы: шкатулочку, пылившуюся на чердаке, старинную фотографию с живой историей, памятные письма и многое другое. И все бережно хранят сотрудники музея, чтобы сберечь историю каждого в отдельности и всего города в веках.

В честь юбилея МКМ журналисты «МВ» решили рассказать о самых необычных экспонатах, которые можно увидеть в выставочных залах музея.

Самый древний экспонат музея - окаменевший белемнит - давний родственник кальмаров, осьминогов и каракатиц из теплых мезозойских морей (от 200 до 70 млн лет назад).

 

За миллионы лет море отступило, а белемниты превратились в камень. Музейный трофей нашли в 1959 г. в Приазовском районе во время бурения геологической скважины. В народе моллюск называют «чертовым пальцем» и приписывают ему массу целебных свойств. В музее не только хранится окаменевшее тело моллюска, но и воссоздана среда его обитания.

Значительно моложе белемнита, но все же древняя настолько, чтобы попасть в наш рейтинг, - нефритовая булава из музейной коллекции. Точнее, ее часть - идеально отшлифованная округлая «макушка».

Булаву нашли в кургане на берегу реки Обиточной у города Приморска. Там было богатое захоронение времен ямной культуры (конец ІІІ - начало ІІ тыс. до н. э.). Все исторические факты говорят о том, что в могиле был погребен кто-то из правящей верхушки живших в то время племен. А булава, как и сейчас, была символом его власти.

Один из самых объемных экспонатов - старинный рояль немецкой фирмы «Шредер». Этот музыкальный инструмент принадлежал известному в Мелитополе земскому врачу, садоводу и краеведу Андрею Корвацкому.

С 1920 г. инструмент хранился у невестки Корвацкого, Катерины Тубаловой, а позднее перешел в собственность ее младшей сестры, Лидии Ромахиной. У нее-то в 1992 г. краеведческий музей и купил рояль за 6000 купонов.

По тем временам это были не самые большие деньги, но в них очень нуждалась Лидия, потому и отдала инструмент. Хотя прощаться с ним ей было болезненно: она с удовольствием музицировала.

Рояль занял свое место в углу выставочного зала на первом этаже. Он все еще в строю, и при желании на нем еще можно сыграть Шопена. Хотя музейные работники это не приветствуют, все-таки музейный экспонат.

Самый миниатюрный артефакт краеведческого музея - бусинка-амулет (XVIII-XVII ст. до н. э.). По сути, это застывший в стекле (пасте) жук-скарабей.

Нашел бусину в 1973 г. при раскопках захоронения в кургане села Вознесенка (Мелитопольский район) Борис Михайлов, который на тот момент был директором музея. Сначала он хотел забрать бусину в музей, созданный на Каменной Могиле, но позднее передумал и оставил в археологическом зале. Выставляют бусину под увеличительным стеклом, иначе все нюансы не разглядеть.

Самые дорогие экспонаты - это, конечно же, сокровища из скифских курганов. 196 фигурных бляшек из чистого золота 400-800 пробы общим весом 116,095 г хранятся в фондах музея.

Это нашивки-украшения с одежды царицы, погребенной в Мелитопольском скифском кургане, раскопки которого начались в 1954 г.

Обнаружил курган местный житель, обустраивая колодец на своем подворье. Под ним в буквальном смысле провалилась земля, открыв доступ к одному из залов гробницы. И возможно, сельчанин и не сообщил бы о находке, если бы его не «сдали» милиции соседи. Тогда уж раскопками кургана занялись музейные работники. Местным археологам удалось найти те самые 196 драгоценных бляшек, а также обломки телеги, амфору и пр.

Спуститься глубже под землю мелитопольцам самим не удалось, пришлось привлечь археологов из Киева под руководством известного скифолога Алексея Тереножкина. Они раскопали гробницу полностью, обнаружив и мужское захоронение, и конскую могилу со всеми сокровищами - золотой обкладкой с колчана, лошадиной сбруей и пр. Все это добро киевляне увезли с мелитопольской земли в столичный музей. Таково правило: кто нашел, тому и принадлежит.

Еще один ценный экспонат - гуннская диадема из усыпальницы в Кизиярской балке, которую нечаянно обнаружили сотрудники кирпичного завода в марте 1948 г. Всего в захоронении было найдено около 90 экспонатов - преимущественно предметы быта, которые относятся к первой половине V в.

Диадема - это образец полихромного ювелирного искусства. Основа ее отлита из бронзы, а поверху нанесена золотая фольга, инкрустированная янтарем, гранатом и сердоликом.

На стендах под стеклом - муляжи. Настоящие сокровища надежно спрятаны в хранилища, и достают их оттуда в особых случаях.

Экспонаты, у которых чаще всего задерживается детвора, приходящая в музей, - ростовые деревянные скульптуры лесовика, домовика, Нептуна, Стрибога.

Если на остальные музейные ценности можно смотреть лишь издали или вообще из-за стекла, то этих деревянных героев можно почесать за ухом, загадав желание, пожать им руку на счастье или сфотографироваться в обнимку. Создал фигуры по заказу музея известный мелитопольский скульптор Валерий Носов в 1989-1992 гг. из массива дерева, привезенного для этих целей с Западной Украины. Приютились деревянные исполины в холле музея, на лестничных пролетах, у входа в выставочный зал.

Если спросить у школьника, побывавшего в музее, чем ему запомнилась экскурсия, он непременно вспомнит чучело гигантского хряка, который поселился на втором этаже музея, в зале природы.

Сотрудники музея мечтали о целой семье «пятачков». Хотелось, чтобы в кукурузе нежились мама-свинья, папа-хряк и маленькие поросята. Но вышло как вышло. И музей получил лишь хряка, но зато какого!

Чучело за 450 рублей в 1987 г. музею продал мастер-таксидермист из Геническа Николай Гречко. При жизни кабан весил 450 кг! Обхват груди гиганта - 196 см, длина туловища - 166 см. Это достойный представитель украинской белой степной породы, выведенной в исследовательском хозяйстве заповедника «Аскания-Нова».

Зовут музейную знаменитость не Борькой или Васькой, по-домашнему, а Новым. Потому что до этого в музее был другой кабан, старый. А этот - Новый.

Музейные коллекции довоенного времени почти полностью утрачены. По одной из версий эшелон, который перевозил экспонаты, попал под обстрел, и все ценности сгорели. По другой - музейные реликвии просто разграбили во время войны. Из того, что дошло до наших дней, - каменный молот со времен срубной культуры, статуэтка «Хазарский конь» (Х ст.) и набор глиняной посуды. Причем посуда - это не привычные миски да ложки. Это декоративные глиняные фигуры льва, барана и витиеватый кувшин, созданные мастерами села Новопилиповка Мелитопольского уезда для сельхозвыставки в 1898 г.

Также с довоенных времен в музее хранится массивный духоборческий камень, датированный 1840 г. Скорее всего, он был установлен у входа на кладбище духоборов. Надпись на нем гласит: «Вечная паметь родителям праведныхъ именованные духоборцы, погребенные (спасали и спасаемъ души кроткостію и смирением) было угодно Богу и Государь собрать насъ на обетованной землю в Таврическую губернию».

Сейчас камень нашел свое место под тенью дерева в музейном дворике. Кстати, это один из самых тяжелых экспонатов.

Самый необычный экспонат музея - ранцевый платок времен Первой мировой. При беглом взгляде на него видишь обычный головной платок с бордовым ободком и таким модным в 2000-х «газетным» принтом.

Но стоит присмотреться ближе - как все буковки выстраиваются в стройные ряды инструкций из военного устава. А сам платок не что иное, как солдатская памятка с самыми важными постулатами, правилами и даже инструкцией по сборке-разборке винтовки. Изготовлен платок был в Москве на Даниловской мануфактуре в 1914 г.

Платки-памятки появились во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Их выдавали солдатам, чтобы те быстрее запоминали устав. И они оказались удобнее, эффективнее, чем инструкции на бумаге. Бумага быстро затиралась, к тому же часто солдаты рвали устав на квадраты для самокруток.

Последнее приобретение музея - церковный католический колокол художественного литья. Он попал в музей из пункта приема металлолома.

Колокол был отлит в Западной Европе из цветного металла в 1775 г., о чем свидетельствует надпись латиницей на «пояске»: «annodomini 1775», то есть «1775 г. от Рождества Христова». Сотрудники музея уверены, что он служил католическому храму, ведь для православных колоколов того периода были характерны литые изображения икон и специфические надписи. И мечтают, что когда-то им удастся собрать коллекцию колоколов разных религиозных конфессий и временных периодов. Начало уже положено.

 

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала директора краеведческого музея Лейлу Ибрагимову и хранителя фондов музея Галину Кучер.



Имя:
Ваш комментарий:

Сожительница директора Чистоты
18 травня 2021 г. (09:30)

А расскажите-ка лучше куда делись из музея трофеи немецкой армии,в частности два Stg-43,которые находились в ящике с трофейным оружием и наградами 3 рейха...Эти штурмовые винтовки и многое другое сейчас стоят на чёрном рынке очень больших денег.Например эти экземпляры в том состоянии,в котором они находились,стоили бы от 10000 тыс. евро....Железный крест 1-2 степени--от 200 до 500 евро...Нашивки,медали,холодное оружие,в частности сабля и кинжал,карабины К-98,сигнальный пистолет Вальтера-двухствольный и многое другое-где это всё?

Аноним
18 травня 2021 г. (10:37)

бабу Катю Тубалову лично видел, когда был пацаном. Ходила в любую погоду в чёрном длинном платье с маленькой дамской сумочкой, видно было по всему, что человек из совершенно другого мира. А советские пионэры из СШ№23, которые шефствовали над пожилыми гражданами, взяли да и спёрли у неё боббину с магнитофонной лентой. Записали на неё какую-то модную музычку типа Бони М или Смоки, а на ленте той было аудиописьмо от бывшего жениха бабы Кати. Жених этот, от радостей совка, эмигрировал в Штаты кажется, ну и передал с оказией послание своей бывшей возлюбленной. Очень она сокрушалась. Но советские дети, что они могли понимать.

Аноним
18 травня 2021 г. (12:20)

Небольшая поправочка, советские в этом случае не при делах.Местное бытие  определяет сознание, это мелитопольские дети.


Схожі новини: