Тротуары: по ухабам, ямам, кочкам вместе весело шагать?
18 березня 2010 10:49
- Как и дороги, тротуары в городе мы лишь латаем, - признался заместитель городского головы Игорь Очеретько. - Есть жалобы от квартальных, с улиц - выезжаем, делаем ямочный ремонт.
Безусловно, кардинально решить проблему таким образом не удается. Для этого нужно соответствующее финансирование. Чтобы весомые суммы выделялись на эти цели - не помню. «Прорыв» в ремонте придомовых территорий, а значит, и тротуаров, был только в 2008 году.
- В прошлом году на ремонт тротуаров город потратил 8 тыс. грн., - сообщила начальник производственно-технического отдела УЖКХ Анна Приступа. - Удалось обновить кусочки площадью примерно 30 кв. метров на проспектах Б. Хмельницкого, 50-летия Победы, ул. А. Невского, Брив-ла-Гайард, в переулке Толстого (возле ООШ-4). Буквально «вкрапления». Еще восемь тысяч израсходовано на съезды в центре города для людей с ограниченными физическими возможностями.
2008 год в этом плане был более эффективным. Отремонтировано 17 тыс. кв. метров придомовых территорий и тротуаров. На это ушло из бюджета 1,09 млн. грн. Еще 270,4 тыс. грн. израсходовала управляющая компания «Комэнерго-Мелитополь» (сфера деятельности - микрорайон, Новый Мелитополь). Но все это - капля в море. Поэтому куда ни кинь взгляд, повсюду кочки, ямы.
Лучше ситуация возле офисов, магазинов, супермаркетов. Каждое предприятие перед открытием получает от нас технические условия, где пишем: «Уложить тротуарную плитку в пределах объекта либо до зеленой зоны, либо до проезжей части». И, как правило, все справляются с задачей. Без справки о выполнении техусловий объект в эксплуатацию не принимаем. Внимание мы обращаем не только на плитку, но и на другие элементы благоустройства.
- У нас «настольная книга» - Правила благоустройства города, - заявил начальник отдела благоустройства УЖКХ, представитель одноименной постоянно действующей комиссии исполкома Дмитрий Лепкин. - Мы контролируем и состояние тротуаров. Что касается общественных пешеходных дорожек, ответственность несут ЖЭКи. Беда в отсутствии средств. Даже в планах, которые мы аккуратно составляем, обязательно присутствует пометка: «при условии финансирования».
- После того, как в городе стали действовать Правила благоустройства, был создан в УЖКХ отдел благоустройства. Следующий шаг, - поделился планами заместитель городского головы Леонид Василенко, - сбор информации о том, где какие объекты за кем закреплены. Эти сведения переданы в управление архитектуры и градостроительства, с тем чтобы там разработали соответствующую схему. Когда она «родится», КП смогут сотрудничать с коммерческими структурами на договорных условиях, а значит, эффективно заботиться о тротуарах.
В марте горсовет утвердил еще один важный для этого направления документ - местные правила застройки: от начала подачи заявления до пуска объекта в эксплуатацию. Правда, еще нужен картографический материал - места озеленения, «красные» линии (к сожалению, на генеральный план застройки пока нет финансирования). Подготовить его - задача управления архитектуры и градостроительства.
А в прошлом году в соответствии с действующим законодательством исполком принял решение о том, что на стадии согласования проекта или сдачи объекта в эксплуатацию предприниматели заключают с властями договор и перечисляют в целевой фонд 5-10 проц. от стоимости объекта. Деньги от трех бизнесменов уже поступили. В дальнейшем эта практика укоренится. Значит, у нас появятся деньги на ремонт самых «больных тротуарных точек».
По словам начальника отдела ГАИ по обслуживанию административной территории Мелитополя и района Андрея Шанина, с жалобами на городские тротуары в инспекцию пешеходы не обращались.
- Заявлений о том, что где-то затруднено движение по тротуару из-за авто, «кармана» или стройки - не было, как не было жалоб на то, что где-то тротуар перекрыт и обходить преграду нужно по проезжей части, - отмечает А. Шанин. - А это главный показатель. Нет жалоб - нет проблем. Кроме того, любой предприниматель, начиная строительство магазина или объекта сервиса, обращается в ГАИ за разрешением. Мы в свою очередь выдаем технические условия стройки, в которых в соответствии с ГОСТами прописано, где и как должны быть расположены заезды, «карманы», тротуары и пр. Если все требования выполнены, подписываем разрешение. И предприниматели заинтересованы в выполнении наших требований, ведь в том случае, если хоть одна из инстанций не дала «добро», человек просто не получит разрешение на ведение торговой или любой другой деятельности.
Найдется ли в Мелитополе человек, довольный состоянием тротуаров? Вряд ли. На некоторых улицах их вообще нет. И приходится шагать по дорогам, шарахаясь от встречного транспорта. Очень часто в наличии лишь «остатки роскоши» из ям и колдобин. Это особенно остро ощущается в мороз, дождь, слякоть. Что называется, ни пройти, ни обойти. И в туфлях на высоких каблучках женщинам ходить опасно. Того гляди или каблук, или ногу сломаешь.
В центре, где много офисов, магазинов, положение спасают предприниматели. Конечно, городские власти их обязывают выкладывать прилегающую территорию тротуарной плиткой. Но они в этом заинтересованы и сами: иначе покупатели, посетители, клиенты будут обходить стороной.
Правда, не все бизнесмены проникнуты заботой о пешеходах. Нередко наблюдается и такое явление: в ходе реконструкции квартир на первых этажах, возведения пристроек собственники «наступают» на тротуар, и тот по милости застройщика сужается до катастрофических размеров. Такие «картинки» мы наблюдали и на пр. Б. Хмельницкого, и на ул. Кирова. А уж о дорожках для велосипедистов вообще никто не заикается, и ездят они или по дорогам, в опасной близости от машин, или по тротуарам, мешая пешеходам.
В общем и целом ситуация, надо признаться, плачевная. Причину вы уже услышали: отсутствие финансов. Насколько она объективная, судите сами. Но в связи с этим объяснением-оправданием припоминается широко известная поговорка: «Если хочешь сделать, то ищешь способы. Если нет - ищешь оправдания».