Новые имена старых улиц: Александр Тышлер

Переглядів: 3319

6 серпня 2016 11:00

Новые имена старых улиц: Александр Тышлер фото
Фото из архива редакции
Многие мелитопольцы толком и не знают, кто те исторические личности, именами которых в рамках декоммунизации переименовали наши улицы. Мы хотим заполнить «белые пятна» в знаниях и памяти горожан.

И начнем с улицы и переулка Александра Тышлера (бывшие улица и переулок Котовского). Почему? Потому что совсем недавно 26 июля исполнилось 118 лет со дня рождения нашего талантливого земляка Александра Григорьевича Тышлера.

«Я родился 26 июля 1898 года в городе Мелитополе в семье рабочего-столяра. Профессия моего отца перешла к нему по наследству. Дед и прадеды были столярами. Отсюда и произошла фамилия: «Тышлер» - значит «Столяр», - писал в своей автобиографии Александр Григорьевич. – «Семья у нас была большая – восемь душ детей: три дочери и пять сыновей, а я – самый последний. …Детство мое прошло среди стружек. Я любил смотреть, как работал отец. …Двор сыграл в моем детстве большую роль. Я вырос в окружении русских, еврейских и украинских ремесленников – дружно живших благородных рабочих людей. А семья была частью двора.

А. Тышлер учился приходской школе. Его первым учителем рисования была его старшая сестра Соня.

«Жизнь моих братьев и сестер была недлинная. В 1919 году брат Илья – наборщик-большевик за подпольную работу был повешен врангелевским генералом Слащевым в Симферополе. Другой брат был убит махновцами. Третий – был расстрелян фашистами в Мариуполе в 1942 году. Сестры тоже не дожили до старости. …От многочисленной семьи остался я один», - рассказал в автобиографии А. Тышлер.

В 1912 году старшая сестра Тамара отвезла Александра в Киев, где он успешно сдал экзамены в Художественное училище. «Четырнадцати лет от роду меня оставили одного в большом шумном городе, определив на «полный пансион» в семью рабочего-слесаря. Жизнь для меня началась трудная, но интересная», - вспоминал он. Окончил училище А. Тышлер в 1917 году. «Я и ряд моих товарищей по училищу были на стороне большевиков. Мы оформляли город и колонны демонстрантов во время прихода Красной Армии в Киев. В 1919 году я ушел добровольцем в Красную Армию», - пишет художник.

В 1920 году он демобилизовался и приехал в Мелитополь. Здесь он вместе с писателем Максом Поляновским организовал «Окна РОСТа». Поляновский писал стихи на злободневную тематику, Тышлер рисовал плакаты. А через год Александр Григорьевич уехал в Москву учиться в мастерской Владимира Фаворского, стал членом творческой группы ОСТ (Общество станконистов), участвовал в многочисленных выставках как в Советском Союзе, так и за рубежом, общался с художниками, поэтами, писателями. С 1926 года начал работать в театре художником-постановщиком.

«Первым моим значительным спектаклем был «Овечий источник» Лопе де Вега в Минске в Белорусском государственном еврейском театре. В 1935 году я оформил два шекспировских спектакля: «Король Лир» - в Московском государственном еврейском театре и «Ричард III» - в Большом драматическом театре им. М. Горького в Ленинграде. В 1941 году я был эвакуирован в Ташкент. Там я оформил спектакль «Муканна» Х. Алимджана в Узбекском академическом театре драмы им. Хамзы и ряд других постановок. В 1943 году вернулся в Москву. Работал до 1961 года почти во всех театрах Москвы и Ленинграда, в цыганском театре «Ромэн», узбекском и украинском театрах. …С 1961 года занимаюсь только станковым искусством. Художник должен быть свободным – тогда он может творить», - читаем в автобиографии Александра Григорьевича.

Творчество нашего земляка-мелитопольца очень ценят любители живописи многих стран мира. Его картины поражают неожиданными композициями, необыкновенной живописностью, какой-то музыкальностью и добротой. На престижных аукционах они оцениваются от 80 до 120 тысяч евро. Супруга художника Флора Сыркина передала в дар Мелитопольскому краеведческому музею несколько личных вещей, три картины и карандашные наброски А. Тышлера. Передала бы и больше, но очень расстраивалась, что в родном городе Александра Григорьевича нет художественного музея.

«В 1998 году, к столетию со дня рождения Тышлера, был выпущен небольшим тиражом черно-белый буклет, посвященный его творчеству. Тогда же жители и гости нашего города могли полюбоваться картинами, рисунками художника, - пишет в своей книге «Александр Тышлер и Мелитополь» мелитопольский писатель Сергей Авдеенко. - Затем в здании на улице Дзержинского, где располагался художественный отдел музея, собрались сделать ремонт. Часть экспонатов перенесли в здание бывшего музея комсомола, расположенного на улице Шмидта, 1. Денег на ремонт здания на улице Дзержинского в городском бюджете не оказалось, поэтому его отдали в долгосрочную аренду коммерческой структуре. Через какое-то время та же участь постигла и выставочный зал. Затем оба здания из коммунальной собственности перешли в частное пользование. В одном из них разместился мебельный магазин, во втором – ресторан. …Сейчас уже поздно разбираться в том, почему мы, жители Мелитополя, так плохо распорядились наследием своего знаменитого земляка».

Наверное, пришло время отдать дань памяти человеку, имя которого известно во всем мире и крепко связано с Мелитополем.


Имя:
Ваш комментарий:

Схожі новини: