Караул, нас обманывают!

Переглядів: 2579

1 серпня 2015 06:01

Караул, нас обманывают! фото
Рынок всегда регулировался и будет регулироваться отношениями «спрос-предложение». Сегодня, когда покупательская способность украинцев существенно снизилась, возрос спрос на более дешевые товары и продукты. Естественно, тут же возникла тенденция среди производителей выпускать все больше товаров так называемого «эконом сегмента».

Добиться снижения цены продукции можно только экономя на себестоимости, то есть, на сырье, ингредиентах, используя все больше дешевых заменителей основного сырья. При этом часть производителей идет честным путем, указывая все ингредиенты в составе, но такой подход (длинный список пугающих названий в составе) настораживает потребителя, тем более что здоровье сейчас обходится как никогда дорого. Второй вариант - это нечестный путь: использовать заменители, ухудшать качество продукции, снижать массу, но при этом ничего не менять на упаковке и вводить потребителя в заблуждение, рекламируя товар как качественный, настоящий, прежний, привлекая низкой ценой.

Недовес везде


Яркий пример нарушений - недовес, который в последнее время встречается все чаще и чаще, комментирует Валентин Безрукий, руководитель Центра независимых экспертиз «Тест». Этот самый простой способ фальсификации приносит прибыль и на дорогих продуктах, которые приобретаются редко (красная икра, например) и на дешевых, покупаемых ежедневно (крупы и прочая бакалея). К слову, это показатель, который в состоянии проверить любая пищевая лаборатория и просто сами потребители. Стоит только быть внимательными, не лениться читать надписи на этикетках, упаковках и взвешивать продукцию на контрольных весах.
Так, в супермаркетах в последнее время все чаше встречается упаковки молока, подсолнечного масла, визуально очень похожие на литровые пакеты, бутылки, но по факту в них только 900 мл. Это указано на упаковке, просто мы не замечаем и по инерции тянемся за пакетом. Аналогичная ситуация с фасованными крупами и макаронными изделиями. И, по большому счету, это не обман (производитель ведь указывает вес, просто мы не всегда замечаем это).
Отдельные же производители, не меняя данных на упаковке, просто недокладывают/недоливают символические на первый взгляд граммы/миллилитры. И это уже чистой воды обман.

Еще один пример завуалированного обмана: крупные игроки рынка вводят изменения в государственные стандарты, которые позволяют им выпускать продукцию по более «удобной» технологии. При этом порой изменяется само понятие продукта как такового. Например, не так давно были внесены изменения в стандарт на творог (укр. - сир кисломолочний: ДСТУ 4554:2006,), и теперь в этом продукте не нормируется количество молочнокислых бактерий, то есть, по сути, можно производить продукт, не применяя закваски. Это хороший способ экономии для производителей, которым они с удовольствием пользуются. Но потребитель при этом теряет живой кисломолочный продукт. Производители сыплют аргументами, мол, творог без закваски более стабилен и стоит дешевле, а хотите молочнокислых бактерий - купите йогурт. Но на самом деле продукт не стал дешевле, а если еще и йогурт докупать, то стал дороже. Что касается стабильности, то отсутствие молочнокислых бактерий не уберегает творог от наличия кишечной палочки. Особенно обидным то, что это продукция традиционного для Украины ассортимента и, пожалуй, в данном случае, не западноевропейским компаниям устанавливать такие стандарты.

Также был обновлен стандарт на томатные пасты ДСТУ 5081:2008 «Продукты томатные концентрированные», из требований которого исключили отсутствие красителей, а также разрешили использование консервантов. И сразу же появились игроки на рынке, которые стали производить такой, уже менее качественный продукт. Статистика такова: в 2008 г. из 15 протестированных томатных паст 6 имели серьезные нарушения (40 проц), в 2014 г. два исследования томатных паст общим количеством в 20 марок показало серьезные нарушения в 10 случаях, то есть, в 50 проц.

Халтура, да и только

Не улучшается ситуация и с другими, на первый взгляд, самыми простыми продуктами, но на самом деле очень важными для Украины, как страны с выраженным йододефицитом у населения. Так, при тестировании йодированной соли в 2013 году из 9 только 3 марки показали высокое содержание йода, достаточное для профилактического эффекта. В 2015 году из 6 марок только 2 показали высокое содержание йода. В обоих случаях это 33 проц., то есть никаких позитивных изменений.

Показателен пример с медом - важным для Украины продуктом, поскольку наша страна активно его экспортирует. В 2010 году в двух тестах было проверено 12 марок меда, пять из них оказались опасными для здоровья из-за превышения норм по гидроксиметилфурфуролу - продукту химического разрушения сахаров, загрязняющего вещества, образующегося при длительном хранении или в результате высокотемпературной обработки пищевых продуктов. В 2014-2015 гг. также было проведено два теста, в которых проверили девять марок, три из которых показали нарушения, в том числе и превышение норм по гидроксиметилфурфуролу. То есть за пять лет количество опасного для здоровья меда уменьшилось с 42 до 33 проц. Уж очень медленная тенденция для стратегически важного для страны продукта.

Вот такая печальная статистика. Выходит, что безопасно в нынешнее время есть только свое: выращенное на участке, вскормленное в загородке, приготовленное собственноручно. Да и обманывать сами себя мы не станем.


Имя:
Ваш комментарий:

Схожі новини: