«Блюз одинокой бабочки» исполнила для мелитопольцев Наталья Варлей

Для Мелитополя постановка является премьерой. Но, к сожалению, она привлекла небольшое количество горожан. Бросалось в глаза и то, что возрастная категория зрителей - старше 35 лет. Возможно, для молодежи спектакль с несколькими актерами и скромными декорациями показался слишком сложным. Но те, кто пришел, аплодировали стоя и покидали зал впечатленными и довольными.

Родом из Италии

Пьеса «Бабочка… бабочка» (таково ее оригинальное название) была написана современным итальянским драматургом и сценаристом Альдо Николаи в середине ХХ в. Она уже не раз ставилась в театрах постсоветского пространства, а роль «бабочки» исполняли многие известные актрисы.

В постановке изменено не только название пьесы, но и имена главных героев. Экс-путана Эдда, ее сын Элио и служанка Фока стали Анной, Александром и Феклой, но смысл произведения остался тем же. Трое актеров заполняют собой все пространство строгой, выдержанной в черно-белых тонах сцены. Даже их костюмы подобраны в этой цветовой гамме. Ярким пятном выделяется только малиновая накидка Анны, разлетающаяся, как легчайшие крылья бабочки, когда она мечется по своей одинокой квартире, срываясь то на шепот, то почти на крик, отдавая противоречивые указания, задавая вопросы и перебивая собеседника, будто боится остановиться хоть на миг и задуматься. Вспомнить. Разбудить спящую под толстым слоем брони совесть.

Блюз об одиночестве

В придуманный мирок главной героини, стареющей одинокой женщины, врывается молодой человек - вечерний гость, продавец электрощетки, которого она оставляет жить у себя в качестве ночного слушателя. Потом женщина начинает рассматривать его в роли любовника. Однако Александр (Константин Цыкин) оказывается оставленным ею 29 лет назад в Доме малютки сыном… За развитием конфликта с молчаливым осуждением наблюдает служанка Фекла (Анна Чернышкова). Когда сын, разрушив ложные воспоминания, мстительно бросает мать наедине с печальной правдой, Фекла уговаривает Анну завещать ей квартиру и помогает хозяйке «уснуть», налив неизвестной настойки.

Столкновение мечты и реальности - одна из главных тем пьесы. Снова оставшись в одиночестве, Анна первым делом начинает отстраивать свои фантазии. В них она - жертва жестокости сына, которому дала все, о чем мог мечтать ребенок, но он не оценил стараний.

Слоеный пирог

Пьеса требует от зрителя не просто внимания, а вдумчивости, умения разгадать за внешним минимализмом глубинный смысл. Как слоеный пирог, нехитрый сюжет наполнен проблемами, раскрывающимися постепенно.

Пустые портретные рамы - символ придуманных главной героиней кавалеров: миллионеров, нефтяных магнатов, магараджей, - ярко-белым выделяются на черном фоне, подчеркивая иллюзорность созданного фантазией Анны прошлого. В большей степени с ними, чем с реальными собеседниками, ведет она разговоры о балах и путешествиях, которых не было.

«Ночными бабочками» называют представительниц древнейшей профессии. Одновременно бабочка ассоциируется с ветреностью, красотой и недолговечностью. «Блюз одинокой бабочки» поднимает тему женщины, матери, человеческого одиночества. Наконец, развязка убеждает в том, что за все приходится платить. За желание легкого пути - особенно. «За моими плечами - жизнь, которая могла бы быть прекрасной, но не состоялась», - говорит Анна незадолго до финала.

Суровая реальность

Концертный зал в очередной раз заставил зрителей и особенно актеров померзнуть. Сочувствие вызывали А. Чернышкова, весь спектакль ходившая в коротеньком платье служанки, и К. Цыкин, которому по сюжету пришлось по-настоящему мыть ноги. Тем не менее пьеса захватила зрителей. И, несмотря на ограничение 16+, оказалась на удивление целомудренной. Актеры обошлись намеками, не сделав ничего эпатажного, но покорив зрителей игрой. Расходились гости спектакля, тихо обмениваясь впечатлениями, ведь сюжет скорее психологического, чем событийного, характера оставляет простор для интерпретаций и размышлений.