Известны и подвиг, и имя солдата

Запах истории

«Музей солдата без вести пропавшего» Токмакского районного военно-исторического поискового общества «Вотан» начал свою работу в 2003 году. Его цель - сохранить память о солдатах, погибших во время Великой Отечественной, показать взаимосвязь настоящего с прошлым и, конечно же, воспитывать у подрастающего поколения чувство человечности, доброты, отзывчивости, гордости за своих героических дедов и прадедов.

Здесь, в Токмаке, мы побеседовали с руководителем уникального для нашей области музея Рифатом Гейченко и постарались выяснить, чем именно необычен этот очаг исторической культуры.

- Другие поисковики пытаются наполнить свои музеи металлическими предметами: касками, оружием, минами, снарядами, мы же основное внимание уделяем людям, - рассказал Юрий (так Рифата Раифовича называют в повседневной жизни), проводив меня в небольшую комнатку, выделенную городской организацией ветеранов и инвалидов ВОВ, где и располагается музей.

С порога сразу стал ощутим запах, свойственный только музеям. Видимо, именно такой запах имеет история. В помещении на стенах и в витринах действительно мало оружия. В основном хранятся предметы, принадлежавшие воинам, их портреты и сведения о погибших бойцах и командирах.

Отряд поисковиков действует

- А давно вы начали заниматься поисковыми работами? - интересуюсь у Юрия.

- Начали где-то с 70-х годов. Сначала это был просто ребяческий интерес. Было интересно найти патрон, оружие какое-то. А как-то нашли останки солдата. Возле него была записочка, где были указаны имя солдата и его данные. И это так зацепило за душу. Почувствовал какую-то ответственность перед солдатом, его родственниками. С тех пор ребяческое увлечение переросло в хобби на всю жизнь.

Все предметы, представленные в зале, найдены на линии немецкой обороны «Вотан», которая тянулась в токмакский район от Мелитополя. Вместе с Юрием поисковыми работами занимаются еще 14 человек, которые и составляют коллектив военно-исторического поискового общества «Вотан». Всего в Запорожской области действует 15 поисковых отрядов.

Судьбы фронтовиков

Когда я попросила Рифата Раифовича рассказать о самом интересном экспонате, он не смог сделать выбор, ведь, по его словам, у каждого предмета есть своя неповторимая история, и выделить одну невозможно. Поэтому он рассказал о нескольких защитниках Отечества.

Первая - о Хачко Константине Петровиче, красноармейце 1372 полка 417 стрелковой дивизии. Его имя удалось установить по найденным с его останками справки о прохождении действительной военной службы и выписки о награждении медалью «За отвагу». А изначально эти документы имели вид непонятного сгустка.

Очень трогательна история Ивана Андреевича Власова, который воевал с фашистами противотанковым ружьем. «…Уничтожаю немецкие танки. Скоро освободим Украину. Уже Смоленск освобожден», - писал он в своем последнем письме, которое прочитала через 60 лет вся краснодарская станица, откуда он родом. Прочитали все, кроме его родных.

Юрий также рассказал, что в этой истории не последнюю роль сыграли журналисты. Оказывается, в документе Ивана Андреевича было указано, что он одинок, т.е. сирота. Поэтому письмо не стали сразу читать, тем более, что оно от времени очень пострадало. Так лежало оно года два. Но поисковик все же прочитал его. «Добрый день, дорогие мама и папа», - начиналось письмо.

- Даже слезы потекли тогда. Считать человека сиротой, когда у него были родители! - вспоминает Рифат Раифович.

Поисковик начал связываться с ветеранами Армавира (именно этот город был указан в документе). Они передали письмо школьникам. Не дождавшись никаких результатов, Юрий связался с газетой «24 часа», журналистка которой поехала в село погибшего воина, где его помнили еще живым.

А на одном из последних стендов размещены фото и газетный комментарий об участии токмакских поисковиков в поиске могилы погибшего солдата Вермахта Петера Вельверса. Его сын перед смертью своей матери пообещал найти могилу отца и перехоронить его останки рядом с ней. И таких историй в маленькой музейной комнатке довелось узнать еще много. Жаль только, что послушать их приходят в основном школьники. Да и то иногда…