Сестры встретились через полвека

«Постараюсь вернуться живым»

У Валентины и Зои один отец - Петр Дементьевич Аникин, а значит, они родные сестры. Они не виделись, но мама еще в детстве говорила Валентине, что у нее есть сестра.

Инвалид Великой Отечественной войны, он прошел весь фронт. Петр Дементьевич - уралец, из Пермской области. Когда в 1941 году он ушел на фронт, его дочери Зое было шесть лет. Своей семьей он очень дорожил. Ему на фронт приходили письма о том, что его жена ведет себя неприлично, и дочь фактически остается беспризорной. В общем, семья вскоре распалась. Отец писал Зое письма с фронта. Писал, что очень ее любит, постарается вернуться с войны живым только ради нее…

Войну Петр Дементьевич закончил в офицерском звании, артиллеристом. Домой на Урал вернулся не сразу - в составе подразделения его направили на прочесывание лесов в окрестностях Львова.

Новая семья

После войны Лидию Александровну Аникину - маму Валентины Петровны, которая жила в Нововасилевке, направили во Львов. Там она работала на главпочтамте. Им выдавали спирт, и мама меняла его на вещи. - Мама рассказывала мне, как познакомилась с моим будущим отцом.

Однажды она шла в город через поле. Молодую, красивую девушку догнал стройный офицер. Мама, конечно, испугалась. Чтобы выглядеть непривлекательной она согнулась, сгорбилась, но офицер догнал и спросил, как ее зовут. А она взяла да и назвала имя своей средней сестры: «Зоя». Потом призналась, что сама не знала, почему - просто вырвалось. А у него дочь Зоя, которую он очень любил. Видимо это отца тронуло. Вот так они и познакомились. А в ноябре 1946 года расписались - у отца появилась вторая семья, - рассказывает Валентина Петровна.

Поездка на Урал

Петр Дементьевич рассказал маме всю историю со своим первым браком, о дочери Зое. И они вместе поехали в деревню на Урал проведать его мать, а заодно забрать дочку и привезти в Нововасилевку. Сначала непутевая мать разрешила, но тетка Зои вдруг решила ее удочерить - ей стало жаль, что девочке уже 11 лет, она стала хорошей помощницей в домашних делах, а ее хотят забрать. В общем, Зоя осталась, хотя очень хотела уехать с отцом. Бедствовала, ходила буквально в лаптях в школу через лес за шесть километров. Хождение по холодной талой воде в дальнейшем отразилось на здоровье Зои Петровны.

Возвращение домой

- Отец с мамой вернулись в Нововасилевку. Когда немцы отступали, они сожгли село. Здесь моих родителей ждала землянка без крыши, в которой жила мама моей мамы. Отец отстроил. После войны он окончил сокращенный курс пединститута и работал математиком в школе. До сих пор в Нововасилевке живут его бывшие ученики и вспоминают папу с теплотой. В 1951 году родился мой брат, через два года - сестра, а еще через два - родилась я, - рассказывает Валентина Петровна.

В то время семья Аникиных жила в с. Ботево Приазовского района, где ей пообещали хороший дом. Зоя писала отцу письма на школьный адрес, и мама о них ничего не знала.

Старое письмо

В поисках лучших условий жизни семья Аникиных переезжала с места на место часто. И, когда в очередной раз переехала в Днепропетровскую область, Зоя потеряла связь с отцом - он ей почему-то не писал. Может потому, что реально ничем не мог помочь. Но информация о Зоиных письмах до Лидии Александровны все же дошла. И одно ее письмо, датированное 1946 годом, мама каким-то образом сохранила.

- Мы жили в г. Першотравненске, мне было уже 24 года, я окончила музыкальную школу, училась в институте, вышла замуж. В Першотравневске я прожила 20 лет. Но моя семейная жизнь не сложилась, и мы с мамой и отцом уехали в с. Строгановка Приазовского района, где купили дом. Там у меня родился сын, и когда ему исполнился год, вернулись в Нововасилевку. Как потом выяснилось, все это время письмо от Зои ездило с нами, но я о нем еще ничего не знала и о сестре практически не вспоминала, - говорит Валентина Петровна…

И началась переписка

- В 1997 году папы не стало. С мамой мы жили на разных улицах, но когда ей исполнилось 78 лет, я забрала ее к себе. Во время переезда она сказала: «Все, что есть на чердаке, ничего не выбрасывай, ни одной бумажки - все грузи в мешки, а я потом буду разбирать».

Не до старых мешков с бумажками было пожилой женщине - хватало проблем со здоровьем. И до поры до времени они так и оставались не распакованными.

- И вот в 2007 году мама мне говорит: «Знаешь, я нашла письмо еще 1946 года от Зои с Урала. Как ты думаешь, написать?» Я тут же согласилась. И мама написала по обратному адресу, указанному на конверте, хотя уверенности в том, что через столько лет оно найдет адресата, не было. Уже тогда, в 1946 году сестре был 21 год, мало ли куда она могла уехать, - говорит Валентина Петровна.

Встреча через 55 лет

Но письмо все же нашло Зою. И вскоре Валентина Петровна получила телеграмму: «Я вас очень люблю, ждите письма». И подпись: «Зоя». - Не передать мои чувства, я ликовала! Представляете - у меня появилась еще одна родная сестра! Я была на седьмом небе! - вспоминает Валентина Петровна.

После этого началась бурная переписка, звонки по телефону. А под Новый 2010 год Валентина Покропивная поехала к Зое в г. Чернушка Пермской области. Конечно, повезла гостинцы всем новым родственникам. - Все двое суток дороги я очень волновалась. И вот я приехала. Глубокая ночь, снег, мороз. Вокзал остался в стороне, поезд ушел, а я стою в полной темноте с двумя неподъемными сумками. Бежит какой-то парень. Когда подбежал ближе, я узнала Мишу, сына Зои (я видела его на фотографии). Он сказал, что мама уже бежит навстречу. И тут я увидела Зою и тоже побежала ей навстречу. Обнялись, расплакались. Долго так стояли на морозе и плакали. А потом мы приехали к ней домой. Сколько было разговоров, воспоминаний…

Вот так, через 55 лет, сестры нашли друг друга. Валентине Петровне очень хочется поехать к сестре снова, но нельзя надолго оставлять домашнее хозяйство. И все же она надеется, что та первая встреча не станет последней.