Скажи: «Рыба»!

Сегодня практически в каждом детском саду созданы логопедические группы. И детей с каждым годом в них все больше, потому что малыши по-прежнему не выговаривают трудную «р», а порой и совсем простые звуки.

- Детей с дефектами речи действительно стало больше. В нашей группе сегодня 19 малышей, - говорит педагог-логопед детсада № 36 «Березка» Ленара Сейтумерова. - Кто-то не выговаривает один звук, кто-то - 10 и больше. Причин, по которым возникают проблемы с речью, может быть много: это и недостаточно развитая артикуляционная моторика как следствие перенесенных заболеваний ребенком или мамой в период беременности, это и проблемы анатомического характера (неправильный прикус, дефекты уздечки и пр.), и просто недостаток общения.

Для того чтобы научить ребенка правильно произносить звук, может понадобиться одно занятие, а может и несколько месяцев. Все сугубо индивидуально. Главное - вовремя обратиться к специалисту, а затем не перекладывать всю ответственность на плечи педагога, а работать с ребенком. Ведь правильно говорить - это большой труд, и сам малыш его не осилит.

- Родители не должны бояться логопеда, - считает Ленара Мухтаровна. - Мы бесплатно оказываем консультации, и зачастую неправильное произношение - не приговор. Иногда дефекты речи физиологически обусловлены, то есть возрастные, и вмешательство специалиста ни к чему, малыш просто это перерастет. В иных случаях нужно будет поработать. Например, если в три года ребенок говорит лишь отдельные слова и не строит даже самых простых предложений, при этом нет динамики в развитии речи. В 4-4,5 года продолжает неправильно выговаривать звуки.

При этом работать придется всем сообща. На групповых занятиях в детском саду малышей научат строить предложения и сочинять целые рассказы, их словарный запас будет пополняться каждый день. И все это в процессе игры. Да, логопеду в детском саду приходится быть хорошим актером и аниматором, а стол педагога переполнен различными развивающими играми. Детвора вместе с Ленарой Мухтаровной устраивают настоящие представления пальчикового театра, мастерит поделки из соленого теста, бусин, картона, природных материалов, лепит фигурки из песка, ведь центр развития речи и мелкой моторики находятся рядом. А на индивидуальных занятиях с малышом будут заниматься отдельно, чтобы как можно больше внимания уделить его проблеме.

Что интересно, с детьми из логопедической группы работают не только педагог, но и воспитатели. И все - от заведующей детским садом Лилии Амосовой до помощника воспитателя - следуют методикам и следят за своей речью и речью детей. Родителям же придется освоить гимнастику для языка вместе с ребенком, ведь тренироваться придется и дома.

- А еще очень важно, чтобы родители как можно больше говорили с ребенком, - считает Л. Сейтумерова. - Не нужно требовать, чтобы малыш сказал «рыба». Ведь со временем он научится произносить это слово, только «р» будет гортанной. Нужно просто общаться с ребенком, читать ему стихи и сказки, вместе сочинять истории.

Когда малыш слышит правильную речь, он и сам говорит правильно. Поэтому не нужно с детьми сюсюкать, считает логопед. Даже новорожденному ни к чему слышать «лозецька» и «масик» вместо литературных «ложечка» и «мальчик». Ведь свою любовь и нежность можно выразить интонациями, тембром голоса, а не искажением слов.