ProfУСПЕХ: стратегия профессионального выбора

А вот информационные технологии, сфера обслуживания, строительные специальности выпускникам интересны меньше всего. И это при том, что, по данным службы занятости, из 10 рабочих мест 7 вакантных - для IT-технологов. Также не хватает слесарей, токарей, газоэлектросварщиков, дворников, но никак не юристов и врачей.

И такая ситуация не только в Мелитополе. Наши дети идут в ногу с общеукраинскими тенденциями. Что удивительно, и государство заказывает вузам (пресловутый госзаказ с бюджетными местами) филологов, правоведов, машиностроителей, закрывая глаза на то, что большинство дипломированных специалистов спустя годы учебы останутся без работы.

Ситуация не из простых. Но ничего не изменится, если пустить ее на самотек и не попробовать что-то исправить.

Творческая команда методкабинета городского управления образования решила не оставаться в стороне и выиграла мини-грант от Британского совета в Украине на проект «ProfУСПЕХ: стратегия профессионального выбора», реализация которого идет полным ходом.

- Мы не ставим перед собой задачу решить проблему на уровне государства, - говорит заведующая методкабинетом Наталья Кидалова. - Но мы можем попробовать помочь нашим мелитопольским школьникам. Наша цель - объективно и честно рассказать детям о существующих профессиях. О том, сколько времени, сил, материальных затрат уйдет на получение той или иной специальности и как в дальнейшем может сложиться судьба молодых людей. Смогут ли они найти работу по своей специальности, будет ли она приносить моральное удовлетворение, достойно оплачиваться.

Первым шагом руководителей проекта стало анкетирование детей, результаты которого подтвердили: дети выбирают не то. Далее за дело взялись специалисты центра профконсультаций и практической психологии, проведя ряд профориентационных тренингов в школах города и разработав индивидуальные рекомендации для школьников.

- Мы понимаем, что не все дети могут просто один на один общаться с психологом, есть неудобные вопросы, которые ребенок может постесняться задать, - рассказывает Н. Кидалова.

- Поэтому мы планируем создать в соцсети группу, где будут виртуальные «кабинеты» психологов, которым и дети, и их родители могут задать любой вопрос по теме и получить на него компетентный ответ.

К реализации проекта подключились и сами школьники. Им предложили поучаствовать в дистанционной деловой игре «Профквест». Девятиклассники города составили список из 203 профессий, в который попали и учителя с медиками, и мерчендайзеры с фотографами. Дети самостоятельно попытались узнать, где можно освоить данную профессию, какой конкурс на эти направления в вузах, где в дальнейшем можно применить полученные знания, какую зарплату будет получать специалист и в чем плюсы и минусы такой работы. Все эти материалы тоже вскоре станут общедоступными. Они лягут в основу электронной брошюры, ссылку на которую получит каждый выпускник.

Но самое интересное мероприятие проекта - открытие «живой библиотеки», увлекательными «книгами» в которой станут люди различных профессий.

- Мы хотим, чтобы наши десятиклассники пообщались с людьми, которые уже прошли весь путь от выбора профессии до реализации себя в жизни, - делится Н. Кидалова. - Мы пригласили в роли «книг» выступить людей самых разных профессий: частного предпринимателя, педагога, оператора-наладчика токарных станков, режиссера театра, сборщика мебели, модель, переплетчика, социального работника и др. Школьники смогут пообщаться с этими людьми, увидеть их, задать вопросы. И мы надеемся, что так сумеем разрушить стереотипы.