Портрет хранителя легендарного дуба

Как рассказали дети живописца, Николай Александрович Журович родился в 1922 году и прожил всю свою жизнь – до 1998 года – в Запорожье. Работал он художником в историческом и областном краеведческом музеях, фоторетушером в артели «Красный Октябрь». В основном в его творчестве преобладают пейзажи.

– Я думаю, что папа сейчас на небесах радуется, – сказала Елена Николаевна, вручая картину директору комплекса Ниле Притуле и Александру Притуле – президенту всеукраинской федерации «Спас», которая опекает дуб.

По словам Александра Притулы, картина станет первым экспонатом в музее Никифора Дейкуна, который к маю-июню следующего года планируют открыть на территории комплекса. В частности, казаки намерены возле дуба-великана восстановить небольшую хату-мазанку, в которой жил хранитель гигантского дерева. Кроме его портрета в мазанке (общей площадью около 30 квадратных метров) можно будет увидеть ретро-фотографии 700-летнего дуба, на которых его пышная крона еще украшена многочисленной листвой.

Традиция федерации «Спас» – распространять по миру саженцы Запорожского дуба. Вот и детям Журовича – днепропетровцу Юрию Николаевичу и Елене Николаевне, которая проживает в Риге (Латвия), Александр Притула подарил дубочки, пророщенные из желудей умирающего дуба-великана.

– Мы планируем, чтобы в каждой европейской стране росли сыны Запорожского дуба, – заявляет Александр Притула, отмечая, что уже сегодня саженцы этого дуба растут по всей Украине, в России, Беларуси, Польше.

Как известно, запорожский дуб в районе поселка Верхняя Хортица является уникальным памятником первобытных дубовых лесов Приднепровья. Высота дерева 36 м, диаметр кроны – 63 м, длина окружности ствола – 6 м 32 см. По словам Павла Карякина и Александра Притулы, Никифор Дейкун на добровольных началах оберегал памятник истории и природы с послевоенного времени и до 80-х годов прошлого века: не позволял забрасывать прилегающую к дереву территорию мусором, лазить по великану и обдирать его кору, чем иногда грешили местные жители. Случайно или нет, но именно после его смерти гигантское дерево начало увядать.