Заботы директора сельской школы

Шум на переменах – явление привычное
Опыта в организации учебного процесса Валентину Владимировичу не занимать. И доброты в отношениях с воспитанниками тоже. Это чувствуется в каждом его слове, взгляде, оценках ситуации.

– Сейчас ребятишки гораздо развитее, знают больше, чем в их возрасте отцы-матери. Порой, – добавляет с улыбкой, – и такого, чего не следует знать.
Сказывается свободный доступ к информации. Ведь в большинстве семей есть компьютеры, они подсоединены к Интернету.

– Наверное, школьники нынче и гораздо хулиганистее?
– Да нет, дети у нас нормальные. Шум, гам на переменах – явление, конечно, привычное. Да и как без него? Тишина режет слух.

– Почему пошли в учителя? Семейная традиция? – поинтересовалась я.
– В семье у нас только дядя закончил педучилище. А потом ушел на фронт и погиб. Похоже, от него и передалось желание учить детей. А от меня и к сыну Максиму – он учитель физкультуры в нашей школе. А отец преподает географию.

Цветы в коридорах
Своей первостепенной задачей Валентин Владимирович считает создание нормальных и, как он сам выразился, человеческих условий для обучения детей. Похоже, получается. Есть и компьютерный кабинет, и спортзал, и столовая. А цветы в коридорах создают уют, а с ним – особое настроение, атмосферу домашнего тепла и взаимного доверия учеников и педагогов.

Есть и результаты такой постановки процесса обучения: выпускники показывают неплохие знания – поступают в вузы Запорожья, Днепропетровска, Киева. Из числа бывших воспитанников вышли и генералы, и государственные деятели, и главные врачи, и руководители хозяйств, и учителя.
– Откуда ломоносы приходили? – напоминает Валентин Владимирович? – Из села!

Для тревоги есть основания
Педагоги школы-комплекса в основном получали образование в стенах родного заведения. И большинство из них – тоже со стажем. Обновление коллектива произошло почти одновременно с назначением директора. Как раз целое поколение наставников тогда уходило на пенсию. Вот и получилось, что школа, учителя, директор взрослели и набирались опыта вместе.

И хоть оснований для гордости у них хватает, тревожиться тоже есть о чем. К сожалению, начиная с 1991 года, число учеников в классах сокращается непрерывно. Для молодежи в поселке нет работы, и она уезжает. Где тут быть рождаемости? Сейчас в каждом классе в среднем 14-15 человек. А в общей сложности в школе 133 учащихся (в прошлом учебном году было 144).

– И потом, сельской школе власти меньше уделяют внимание, чем городской, – делится своими проблемами Валентин Владимирович. – Финансируют, в основном, зарплату, энергоносители. Правда, за счет районного бюджета сделали крышу, отремонтировали потолок в столовой. Хорошо, что у нас есть такой человек, как Герой Украины Анатолий Головко. Три года назад благодаря ему мы поставили в школе, в фасадной части, евроокна. Он купил и первый компьютерный класс. Пример заботы о школе оказался показательным – стали помогать и фермеры, и другие хозяйственники. Остальные евроокна появились благодаря участию поселка в программе ПРО ООН.

Конечно, проблем у школы более чем достаточно. В. Орловский, например, мечтает о современной, удобной мебели для школьников. И с нетерпением ждет обещанного к новому году школьного автобуса – чтобы детей из трех соседних сел возить в хороших условиях.

Уверена: мечты учителя высшей категории, отличника образования Украины Валентина Орловского сбудутся. Потому что директор школы – настоящий профессионал, молод душой и настойчив в достижении цели.