Этика религиозных отношений

Надеемся, что публикация послужит укреплению веры. А реплика (крик души) рядовой читательницы чему-нибудь научит «людей в рясах», которые очень заняты и не откликаются должным образом на просьбы прихожан. Ответ редакция получила очень обстоятельный. Опубликовать его полностью газета не в состоянии. Поэтому (да простит нас автор) даем сокращенный вариант присланного из монастыря письма.

Зачем и для кого понастроили столько церквей?
Родилась я после войны, сейчас мне около 60, воспитывалась в СССР. А в нем, как известно, не было ни Бога, ни секса. Зато сейчас у нас в избытке и того, и другого. Жилось и работалось как всем простым людям. В череде забот-хлопот некогда было думать о вечном, о Боге. В результате ничего не знаю и почти ничего не понимаю в делах церковных.

Думаю, нет ни одного человека моего возраста, кто не хоронил бы близких. Вот и у меня один за другим ушли из жизни родной брат, папа, мама, а два года назад – муж. Оставшись одна (дети живут отдельно, у них свои семьи, заботы), решила пойти в церковь. В Мелитополе ко мне ближе монастырь на улице Воровского. Хотелось поговорить со священнослужителями и задать кое-какие вопросы. Меня интересовало, как обращаться к священникам, что означают те или иные действия и пр.

Подошла к мужчине в рясе (извините, в регалиях и званиях не разбираюсь) и спросила, с кем могу поговорить. Вместо ответа он накричал на меня: «Вытри губы, намалевалась как клоун. Ты же старая женщина, неужели тебе не стыдно?». Вытирать губы я не стала, они и так были покрыты бледно-розовой помадой чуть-чуть, и ушла.

Потом я направилась в храм Александра Невского. Там разговор со мной тоже был коротким. Мол, все разъехались по вызовам: кто отпевать, кто – на исповедь. В общем, все при деле (одна я маюсь дурью). Снова ушла не солоно хлебавши. Решила, что в больших церквях много суеты. Может, иначе дело обстоит в церкви имени Серафима Соровского? Опять обратилась с просьбой: «Поговорить хочу!» Настоятель (как раз он приехал), выслушав меня, ответил: «Возьми литературу. Там найдешь ответы на свои вопросы, а я спешу на исповедь.» Сел в машину и уехал. Я купила литературу. Прочла, но ничего не поняла.

И сейчас меня мучает другой вопрос: «Зачем и для кого понастроили столько церквей? Ведь душе все равно негде приткнуться?»
Получается, только в сериалах священники красиво с народом общаются. А в жизни заботятся лишь о пожертвованиях, заработках. Уверена, если бы в каждой церкви встречали каждую заблудшую овцу с добрым сердцем, не было бы такого количества сект. Так и хочется крикнуть священнослужителям: «Задумайтесь о простых людях, по большому счету, вы же не кучке богатеньких служите, а таким же «заблудшим овцам», как я.
София, Мелитополь.

Зачем и к кому мы приходим в храм?
Действительно, в наше нелегкое время, когда мы постоянно вращаемся в стремительном потоке суеты и проблем, когда нас неизбежно захлёстывают волны скорбей, горя, искушений и соблазнов, когда нам так плохо и нет никого, кто бы поддержал нас, душа начинает устремляться к своему первоисточнику, создателю всех – Богу.

Но зачастую бывает и так – не будем скрывать, – что человек, приходя в церковь, сразу сталкивается с какими-либо неприятными для него моментами: священник строго обошелся или не поговорил вовсе, бабушка из церкви накричала, алтарник проигнорировал какую-либо просьбу и так далее. В этом случае следует помнить, что каждый человек будет отвечать перед Богом за свои собственные грехи, а тем более пастырь, который должен духовно заботиться о людях. Если священник действительно поступил с вами недостойно, или и вовсе не по-христиански, то значит, это не тот человек, которого вы ищите. Поэтому, если вы искренне стремитесь к Богу, то потрудитесь, поищите немного, помолитесь, и Господь непременно подаст вам настоящего священника.

…Люди пришли в храм, но какая-то «злая» бабулька из церкви недоброжелательно их встретила, они не выдержали и ушли. Ваша обида и поступок были бы понятны, если бы вы пришли в дом к бабульке. Но вы пришли к Богу и в дом Божий.

Замечу, что часто людям в храме со стороны служащих церкви делаются вполне справедливые замечания. Но не все способны смиренно выслушать и согласиться со своей неправотой, в том числе и перед теми же неугомонными старушками. Если с вами произошло подобное, то постарайтесь все-таки смириться, спокойно выслушать, признать, что вы не правы, и скажите только одно слово: «простите». А если вы правы, то не надо ссориться или доказывать свою правоту, а просто подумайте – для чего и к Кому вы пришли в храм?

И в заключении хотелось бы обратить ваше внимание еще на одну немаловажную деталь. Когда вы приходите в храм с духовной потребностью, не обращайтесь к первому встречному незнакомому вам человеку, который попадется вам на церковной или монастырской территории, даже если он будет одет в подрясник (монашескую или священническую одежду). Потому что вполне может быть, что этот человек не является служащим этого храма или монастыря, а находится в нем проездом, либо по своему какому-то делу. Если вы все-таки обратились к такому человеку, то прежде всего узнайте, служит ли он в этом храме, если – да, то спросите его имя и сан, а затем излагайте свою просьбу.

Но лучше со всеми вопросами обращаться не к первому встречному, а в церковную свечную лавку, которая обычно находится при входе в храм. Там заказывают требы и подают записки, а также решается вопрос о встрече со священником. В монастырях обычно назначается дежурный или требный священник, которого вызовут для вас в таких случаях. В приходских храмах у священников чаще всего ненормированный график, и если вам не удалось договориться о встрече в церковной лавке, то тогда вам необходимо спросить, когда будет ближайшая служба, где вы и можете встретиться со священником до или после богослужения. Духовный вопрос, если он не требует много времени, вы можете задать священнику и во время исповеди.

Главное, не откладывайте встречу с Богом на потом – времени осталось не так уж много.