«Молодые патриоты» из Акимовки

В условиях конспирации
Архивные документы свидетельствуют о том, что в Акимовском районе создавалась целая сеть подпольных организаций. «Действовала даже школа подпольной работы, – говорит Виктор Гнедашев. – Однако других документов, подтверждающих это, найти не удалось. Подпольная организация в Акимовке была создана весной 1942 г.», – утверждает он.

Известно, что руководил организацией Александр Макаров, который после ее провала осенью 1942 г. ушел через Кирилловку в сторону Керчи. Численность подпольной организации неизвестна, так как в целях конспирации действовала она локальными группами, которые связывались друг с другом по определенному паролю. Для конспирации люди знали только свою ячейку.

Листовки писали от руки
Подпольщики начали свою деятельность с того, что устроились к немцам на работу по ремонту техники. Это и военные машины, и зерноуборочная техника. Подпольщики ее повреждали. Старались это делать так, чтобы подозрение на них не падало.

«Конечно, это выглядит как-то по-мальчишески. Но последствия имело для немцев серьезные, – считает Виктор Гнедашев. – В архиве есть информация, что к подпольщикам каким-то образом попала радиостанция после ареста девушки-парашютистки, заброшенной в немецкий тыл. Подпольщики ее отремонтировали и стали писать листовки, в которых сообщали последние новости с фронтов. Как потом вспоминали жители Акимовки, матери узнавали почерк своих детей, хотя те и пытались его менять. Конечно, ребята сильно рисковали».

Предателя арестовали после войны
Ближе к осени 1942 г. в подпольную организацию проник молодой парень, уроженец с. Новоданиловка Акимовского района. Он служил у немцев полицаем. Парень обещал достать списки угоняемых в Германию, чтобы предупреждать молодежь. Постепенно он составил список… подпольщиков и передал его немцам. Были арестованы 150 человек – подпольщики, члены их семей, соседи. Полицая за «подвиг» поощрили поездкой в Швейцарские Альпы. Он там был до 1943 г. Когда возвращался, Акимовку уже освободили, и он бежал в Румынию. Под видом советского военнопленного перешел на сторону Советской Армии, работал на три разведки, в том числе и на советскую. Но КГБ заинтересовался его биографией. Предателя раскрыли и арестовали.

Арестованных подпольщиков выводили на прогулку, родители их видели. И каждый раз они недосчитывались кого-то из детей или соседей. Часть подпольщиков были расстреляны, часть – вывезены в концлагеря. Живым вернулся только Виктор Моисеевич Василенко. После ареста он прошел через севастопольский лагерь, через Бухенвальд. А когда после Победы вернулся в Акимовку, то составил список подпольщиков. В его списке было 27 человек. К сожалению, Виктора Моисеевича Василенко уже нет в живых.

О подпольщиках знал и Никита Хрущев
«Гиммлер, отчитываясь перед Гитлером, сообщил, что в Акимовке было ликвидировано подполье в количестве 50 человек. Для меня эта цифра была очень интересной – откуда она? Информацию об этом я нашел в ссылке на доклад Никиты Хрущева на XVI съезде Компартии Украины, хотя сам доклад не могу найти», – говорит Виктор Гнедашев.
На памятной плите выгравированы фамилии 11 подпольщиков. Они стали известны из Указа о награждении их медалью «За отвагу». Другие фамилии в архивных документах не упоминаются. И сегодня идут дебаты: можно ли увековечить фамилии остальных?
– Взять на себя такую ответственность, опираясь только на список, составленный одним человеком, я не могу, – говорит Виктор Гнедашев… Поиски продолжаются.