У тротуара – «дикие» торговцы

Безработица не тетка
Первым обратил на себя внимание своим интеллигентным видом Юрий Иванович, в советское время пытавшийся заработать на достойную жизнь и старость даже в ДЮСШ Якутии:
– Торговать на улице овощами и фруктами с собственной дачи заставила жизнь. Платим дачным сторожам за полив участка, одноразовый взнос в казну кооператива, плюс расходы на передовые японские технологии выращивания и хранения урожая, проезд на дачный участок. Из урожая кое-что остается, вот и стараемся продать излишки. Все не закатаешь – сахар дорогой. Здесь большой поток людей, и есть надежда продать в данном случае два кило сочных персиков и три кило помидоров. К тому же мы с женой вот уже два года не можем найти работу. По профессии мы преподаватели физвоспитания. Без работы и сын, окончивший факультет физвоспитания ЗНУ, по специальности он «реабилитолог». Эта специальность из-за отсутствия врачей данной категории пока не востребована. Дочь получила в училище специальность парикмахера и тоже пока не может устроиться на работу. Я торгую на улице, а не на рынке, потому что товара мало.

В свое время Юрий Иванович пять лет отработал инструктором боевой служебной подготовки в органах МВД, поэтому знаком с правами и обязанностями милиционеров. Он считает, что запорожская милиция в последние годы ведет себя достаточно корректно по отношению к торгующим на улице людям. Но были времена, когда они грубо хватали за руки, и, ничего не спрашивая, тащили в спецмашину, куда-то недалеко отвозили. Но чаще всего инцидент исчерпывался конфискацией товара. А еще он отметил, что милиция постоянно разгоняла стихийщиков в Осипенковском районе. Люди написали коллективную жалобу, и исполком горсовета одобрил предложение предпринимателей об организации сезонной торговли в микрорайоне.

Денег хватает только на квартплату
Проблемами уличной торговли поделилась и 80-летняя пенсионерка, 55 лет проработавшая врачом:
– Абрикосы вырастила на даче в Плавнях-грузовых и в три часа дня привезла на своем горбу в город. Покупайте, они очень вкусные. К сожалению, нас отсюда постоянно выгоняют. На рынок не пошла не потому, что надо там какую-то гривну заплатить. К тому же там очень жарко, а я перенесла инсульт. Кстати, пенсионерам, инвалидам и детям войны там предоставляют какие-то льготы. Я живу здесь рядом, на улице Украинской. У меня пенсия около тысячи, а за квартиру надо заплатить 600 гривен. После смерти мужа живу одна, плохо себя чувствую…

Капитан милиции ждала счастья, а получила... копеечную пенсию
Еще одна участница торгового ряда, тоже пенсионерка, бывший капитан милиции, строитель БАМа Лидия Удовенко. Ей 68 лет, она таки добилась северной надбавки к пенсии, привезла с дачи на вид очень аппетитные помидоры:
– Торговать стихийно на улицах нас заставляет нищета, безработица, копеечная зарплата и пенсия. Я пока сама зарабатываю себе на жизнь. Недавно похоронила мужа и на свою пенсию не могу платить за квартиру, рассчитаться с долгами. «Ощадбанк» не дал ни копейки: ни на лечение мужа, ни на похороны. А у нас на счету было 68 и 48 тысяч «северных» рублей на двоих. На БАМе приходилось вот этими руками сваи бить. Нас с мужем послали туда, когда нам было по 27 лет. Тогда казалось, что впереди нас ждет бескрайнее, как тайга, счастье. А сейчас уже ни на кого нет надежды. Да к тому же патрули ходят здесь целый день и запрещают нам торговать. Но когда люди встречают их в штыки, тогда они хорошо с нами обращаются. Видно, боятся народа. Но милиционеры здесь дежурят хорошие, а один офицер как-то сказал: «Это ж и мою бабушку где-то тоже гоняют».

Вот так и коротают дни «дикие» торговцы Запорожья, пытаясь выжить вопреки запретам и законам. Естественно, стихийная торговля не украшает Запорожье. Но точно такая же картина и в соседней с нами России. Торгуют даже на улицах европейских столиц. А взгляните на нижнюю часть бульвара Центрального, на «клоаку» возле ДС «Орбита», на тысячи грязных бомжей, и, возможно, изможденные борцы за выживание вам покажутся национальными героями...