Баркасы, полные кефали

Мальчик наблюдал за боями
Судьба так распорядилась, что Николай Петрович не смог получить образования. Когда ему исполнилось семь лет, началась война, и родное село оккупировали немецкие и румынские части.

– Ніхто не рибалив, не обробляв поля. Сіяли тільки для себе – впрягали корову і пахали. Не солодке було життя, – вспоминает ветеран…

Сохранились у пожилого человека и воспоминания и о том, как советские войска освобождали родной поселок.

– Це ж було у 1943 році. Наші підійшли з боку Степанівки і почали атаку. А німці відступали на Давидівку, де був вузенький місток. Це найкоротший шлях через лиман. Але місточок вузенький, а німців і техніки було багато. Вони там скупчились, а наші їх всіх кулеметами і «висікли». А коли наші почали розміновувати косу, чоловік шість підірвалися. Сапери заклали вибухівку і чекають, а вона не вибухає. Коли підійшли, щоб подивитись, воно як жахне!... Іх прізвища написані на плиті пам’ятника загиблим, що стоїть сьогодні в центрі Кирилівки…

От осетра до тарани
А в 1947 году начался голод – тоже было не до учебы. Запасы продовольствия выбирались у жителей до последнего зернышка. Одна была задача – выжить.

В 1950-м году, семнадцатилетним парнем он пошел работать в рыбколхоз «Сыны моря». Сначала был в полевой бригаде, а через три года вышел в море. Ходили в поисках косяков рыб и в Урзуф, и в Ялту Донецкой области. Потом, когда появились сейнеры, ловили ставриду в Черном море в районе Поти, Батуми, Сухуми.

Николай Петрович знает море и все рыбные места как свои пять пальцев. Правда, многих видов рыб в Азовском море уже, как говорится, днем с огнем не найдешь. А ведь раньше, вспоминает он, наше море было очень богатым: калкан, камбала, осетр, толстолобик, кефаль, судак, лобан, силява, тарань. Осетр заходил и в Молочную речку. А сколько было бычка!.. А сейчас практически ничего нет – мертвое море, вздыхает опытный рыбак….

Приходят к ветерану за советом
Николаю Петровичу довелось 10 лет работать и на земснаряде – чистили промоину. Брат был механиком, а Николай Петрович у него помощником. Промывали русло на Молочной, намывали песок в Алтагире – выравнивали пляжи, поддерживали промоину в рабочем состоянии. Запускали земснаряд в марте и аж в октябре глушили.

Год назад братьям Горловым, как опытным работникам, предложили снова поработать на земснаряде. Однако, осмотрев нынешнюю «технику», Николай Петрович ее забраковал и работать отказался…

Николай Петрович награжден медалью «Ветеран труда» и «За заслуги перед Кирилловкой» в честь 200-летия поселка.

Он и сейчас не сидит без дела. И односельчане, и люди из окрестных сел приходят к нему, опытному рыбаку: кто совета спросит, а кому и сеть починить или связать требуется. Нынешняя молодежь не хочет этим заниматься. А значит, передать свой бесценный опыт и знания рыболовецкого дела ветерану некому. Жаль, конечно, но что поделаешь, такова жизнь…