Мастерица из Гусарки

Воздушные кружева мастерицы
Хозяйка нас встретила очень приветливо, как давних знакомых. В доме Любови Петровны чисто и уютно. На плите, на полу лежат коврики разной формы и размеров, которые она сама же и связала.

– Вязанием занимаюсь более 50 лет, – говорит она.
С этими словами Любовь Петровна стала разворачивать ажурную скатерть. Кружева и узоры настолько воздушные, что, кажется, выпусти скатерть из рук, и она полетит.
– Это я вязала вечерами и ночами. Всю зиму. Бывало, мама говорит: «Люба, иди спать, хватит!», а я так увлекусь, что и о сне забываю, – смеется Л. Тарасевич.

А еще Любовь Петровна вышивает. Часто в вышивках она использует национальные орнаменты. В подборе ниток, ткани переданы характер и чувства хозяйки, ее отношение к окружающему. Об этом говорят теплые, часто пастельные тона ее работ. Как, например, на покрывале, что было вышито в далеком 1957 году. Интересно, что за полвека нитки практически не выцвели.
– Бывало, сама нарисую карандашом, а потом вышиваю. В общем, находила себе работу, – смеется она.

«Враги народа»
Отец Любови Петровны, тогдашний председатель сельсовета, был репрессирован (в последствии реабилитирован), и на долгие годы на всей семье лежало клеймо: «враги народа». Девочке-подростку пришлось трудиться в колхозе с 13 лет. Работа была разной и тяжелой:
– Я была прицепщиком и на культиваторе, и на плугах, дояркой на подмене. Бывало, приду с работы, а у меня внутри все болит, – рассказывает Л. Тарасевич…

Талант проявился в детстве
Последние 23 года перед выходом на пенсию Любовь Петровна была кухаркой в тракторной бригаде. Перед выходом на полевые работы бригада всегда выбирала поварихой только ее (тогда поварих выбирали). На вкусные борщи приезжали трактористы и комбайнеры и из других бригад, вот и приходилось готовить на 70 человек, подавать на стол, мыть посуду…

Мама Любови Петровны была первоклассной пряхой и ткачихой. И тоже вышивала. А талантом дочери очень гордилась. Бывало, вспоминает Л. Тарасевич, мама беседует с соседками и рассказывает им: «Я Любку не учила, а она лучше меня делает. Я того не могу, что она может!».

– Вязать крючком я научалась сама. Погляжу, как вяжут другие, а потом сижу дома и пробую до тех пор, пока не пойму как это делается, – рассказывает Любовь Петровна. – Так же было и с вышивкой крестиком. Все пальцы исколола, но научилась…

С детства Любовь Петровна любила природу родного Куйбышевского края. Еще в четвертом классе она переносила пейзажи из учебника по географии на ткань и вышивала. Одна из ее первых таких работ сохранилась до сих пор.

Километры нитей
Сколько за эти годы связано и вышито, сколько километров нитей превратились в узоры и орнаменты – подсчитать невозможно. Многие работы отдавала знакомым, родственникам. Вязала, кроме скатертей и ковриков, перчатки, носки, шарфики, даже гардины…

Несколько вышивок и вязаных изделий, сделанных руками мастерицы, были на выставках, в том числе и в Киеве. Бережно хранит Любовь Петровна Почетную грамоту райгосадминистрации. Ее работы занимают почетное место в одном из залов краеведческого музея. А еще Любовь Петровна одела и обула маму с младенцем в одной из музейных композиций.

– Раньше я много вязала, а сейчас уже редко беру в руки крючок, – признается она. – Трудно, ведь еще управляюсь по хозяйству. – А вот длинными осенними и зимними вечерами, наверное, снова примусь за работу…