По Европе на авто

«…и штурман уточняет в последний раз маршрут»

Маршрут нашего автопробега оказался, во-первых, длинным и, во-вторых, извилистым. Первая его четверть пролегла по территории Украины: Мелитополь - Одесса - Хмельницкий - Львов - Ужгород. В каждом из городов мы останавливались на день-два, расстояния преодолевали небольшие, так что уставать за рулем было некогда. Зато впечатлений хватало: снова и снова убеждаешься в том, что в собственной стране столько красот и достопримечательностей - любая заграница может позавидовать.

Особенно красивы Одесса и Львов. «Жемчужина у моря» в разгар курортного сезона вполне оправдала свое название. А западноукраинская столица готовилась отметить 750-летие со дня основания: эта славная дата приходится на сентябрь, поэтому в августе город, особенно его центральная часть, были похожи на большую стройплощадку.

«В Монтенегро - поплавать?»

Таким вопросом встретил нас первый встреченный на пути иностранец - венгерский пограничник. У Черногории (на большинстве языков название этой страны, недавно получившей независимость, звучит именно так - Монтенегро) устойчивая репутация морского курорта экстра-класса. Кстати, для тех, кто летит туда самолетом, виза не нужна - достаточно штампа в загранпаспорте, который ставится в аэропорту. Но для автопутешественников визы обязательны: и сербская (до недавнего времени Монтенегро входила в состав Республики Сербия и Черногория), и транзитная венгерская. Помимо персональных страховок, для пребывания за границей обязательна также автостраховка - так называемая «зеленая карта» (150 грн. на 15 дней).

Украинскую таможню содержимое багажника не интересовало. Братья-венгры задали только один вопрос: сколько везете сигарет и бензина? И то, и другое, как известно, в Венгрии продается существенно дороже: за литр 95-го бензина, к примеру, в пересчете на гривни приходится выложить почти в два раза больше, чем у нас. Поэтому все водители - наши и иностранцы - на украинской стороне границы заполняют баки своих «железных коней» до отказа.

Днем с огнем

Именно так предписывают правила передвигаться по дорогам Венгрии на машине. В любое время суток, даже если это солнечный летний день, фары вашего авто должны быть включены на ближний свет. Сначала подумал, что это никому не нужная блажь. Но потом, когда поездил в пасмурную погоду, когда машины сливаются с шоссе, осознал, насколько это мудрое правило. Обязательны также пристегнутые ремни, а полиция за подобные нарушения штрафует сурово и неотвратимо.

Вообще движение на автомобиле за границей разительно отличается от езды по нашим так называемым дорогам. Во-первых, качество дорожного покрытия там, даже на второстепенных автострадах, вызывает сначала восхищение, а затем уважение к людям, которые за это отвечают. Во-вторых, лихачей практически не встретишь, на дорогах никто не хамит - вспомните, что творится у нас летом на симферопольской трассе?! Наоборот, если видят, что тебе нужно повернуть или перестроиться в другой ряд, обязательно уступят дорогу. Перед пешеходом, ступившим на переход, мгновенно останавливается поток самых крутых машин. А ведь это не только соблюдение правил, но еще и элементарное уважение друг к другу. Остается надеяться, что когда-то к этому придем и мы.

Будапешт, Балатон, Белград

Главное преимущество самостоятельного автопутешествия - абсолютная автономность. Поэтому и увидеть можно намного больше, чем в групповых поездках. Так, по дороге в Черногорию мы заехали в столицу Венгрии Будапешт, переночевали на озере Балатон, побывали в Белграде - столице бывшей Югославии, а ныне главном сербском городе. Рассказ об этих городах и странах впереди, а сегодня - о некоторых их дорожных особенностях.

Автобан в Венгрии - классическая автострада с двумя полосами движения в каждую сторону, широкой разделительной полосой и сеточным ограждением по бокам. За удовольствие проехаться по такой дороге с ветерком (скорость ограничена 130 км/ч, но нога непроизвольно давит и давит на газ) нужно платить. Специальные виньетки продаются на заправках - заплатив шесть евро, можно ездить по автобану три дня.

Сербские дороги заметно уступают венгерским. Автобан здесь двухполосный, но по обе стороны дороги есть достаточно места, куда послушно принимают вправо машины, которые вы собираетесь обогнать. То же самое делаете вы, если обгон совершает встречное авто. В результате - никакой нервотрепки, что, согласитесь, немаловажно. Движение по сербскому автобану тоже платное: 200 км от границы до Белграда обошлись нам в девять евро.

Платными являются и стоянки в городах Венгрии и Сербии - как больших, так и маленьких. На каждом паркинге - специальный автомат, куда нужно бросать монетки: один-два евро в час. Но в субботу после обеда и в воскресенье машину можно припарковать бесплатно. Кстати, если вы оставили авто в неположенном месте, то, вернувшись, вполне можете его и не обнаружить. Машину могут угнать, такое, увы, случается и в благополучной Европе. Машину могут эвакуировать, а потом еще и взыскать штраф. Но если вы дисциплинированный водитель и законопослушный гражданин, второй вариант, конечно же, исключен.

На «закуску» - 500 км по горам

Отправляясь в Черногорию, я знал, что последний отрезок пути до побережья пройдет по горным дорогам. Но даже представить не мог, каким окажется этот горный этап! По сравнению с ним езда в Карпатах показалась легкой прогулкой. И все-таки не так страшен черт, как его малюют. Да, проехать нужно почти полтысячи километров, и средняя скорость движения здесь - не больше 50 км/ч. Да, серпантин и туннели (самый длинный - свыше четырех километров) требуют постоянного внимания. Да, есть участки, где дорогу то ли ремонтируют, то ли строят, и движение там, особенно в дождь, - штука малоприятная. Но все это с лихвой компенсируется завораживающими видами, открывающимися прямо перед вами. И, конечно же, ласковым и удивительным Адриатическим морем, к которому вы в конце концов спуститесь с гор.

Итого

Протяженность маршрута в Черногорию и обратно составила чуть больше шести тысяч километров. Все это время автомобиль Skoda Octavia, обутый в шины bfgoodrich вел себя безупречно, а кондиционер, которым он оснащен, оказался весьма кстати. Средний расход топлива составил 7,5 литра на 100 км. Дорожных инцидентов, слава Богу, не случилось. Полиция остановила нас лишь раз: полицейский в Черногории попросил подбросить в соседний город его коллегу.