Ах, вы, кони привередливые!

Приоритет – разведению рысистых пород
На столе лежит множество дипломов, тут же попоны. На тумбочке поодаль красуются наградные лошадиные розетки, кубки наездников. Все это красноречивее всяких слов говорит о несчетных рекордах, победах, достижениях племенных коней. Последние три года конезавод лидирует в стране по выигрышу призов.

Занимаются здесь разведением рысистых пород: орловской, русской, а также украинской верховой, рижского тяжеловоза. Собственно «конная часть» завода состоит из трех стационарных конюшен послевоенной постройки, в которых находится два тренерских отделения, маточная и производительская. Имеются, конечно, дорожки для тренировки молодняка, левады.

Матки и жеребята до 6 месяцев как раз находятся на пастбище. С наступлением тепла они все время под открытым небом. В конюшне живут лишь в холодное время года. Но нам повезло – не успели мы как следует оглядеться, как табун пришла пора поить, давать подкормку. И десятки красивых животных промчались мимо нас. Красивое, завораживающее зрелище.

Молодняк (после шести месяцев малышей переводят в тренировочное отделение) проходит подготовку на беговых дорожках. С ними до двух лет занимаются наездники. Затем их ждут на Киевском ипподроме. С ним заключен договор о сотрудничестве.

Знакомьтесь: знаменитый Уклон
В конюшне застаем жеребцов-производителей. Они очень красивые, ухоженные. У одного на шее белая полоска, у другого – белое пятно на лбу. Не зря говорят, что коней, как и людей – двух одинаковых не бывает.

«Сюда попадают лучшие из лучших», – рассказывает главный зоотехник по коневодству Елена Гнедая. И знакомит нас сначала с орловским рысаком по имени Уклон: «Лучший в СНГ производитель. Дает отменное потомство. На его счету пять рекордов СНГ». А потом представляет русского рысака Голос: «Лучший производитель в Украине. Его два потомка – рекордсмены в стране. А один из них уже тоже стал производителем, но одновременно продолжает испытания на Киевском ипподроме».

«Клички даю я, – говорит Елена Александровна.- В них по буковке от отца и матери. Уже фантазии не хватает. Ведь имена, как минимум, не должны повторяться в течение 20 лет».

«Выживаем за счет растениеводства»
Поголовье коней в хозяйстве уже несколько лет держится на одном уровне – 450. Увеличивать не планируют, поскольку производство убыточное. Кстати, затратным оно было всегда, в том числе и во времена Советского Союза. Но тогда государство помогало, дотировало. А сейчас – нет.

– Выживают главным образом, – убеждал главный агроном Владимир Черкасс, – за счет растениеводства. 1100 га у нас под пшеницей, 900 – под ячменем. Специально для лошадей засеваем земли овсом, многолетними травами. Так что корма на зиму запасаем вдоволь, с запасом.

Рассказывали, в советские времена конезавод любили посещать иностранцы. Но потом кто-то занес вирус, и в 1990 году экскурсии к племенным коням прекратились. Но гостям здесь рады. А им уютно. В аллеях можно наткнуться на фазана. Оказывается, здесь имеется фазанарий. Птицу выращивают и выпускают на волю. Этим экзотика не ограничивается. Здесь нашли «приют» дикие свиньи. Все это не ради прибыли – для души!

Заботятся здесь и о людях. Обед в столовой стоит две гривни, а завтрак и ужин – по одной. То есть, хозяйство оплачивает большую часть стоимости блюд. Также хозяйство шефствует над общеобразовательной школой. А вот школы верховой езды в конезаводе да и в райцентре нет. Жаль.

Лошадь в обычных хозяйствах – тоже большая редкость. Экологически чистый транспорт нынче не в моде. Покупают коней в основном для верховой езды и конезаводчики. Дай Бог, чтобы спрос никогда не иссяк.