Хлебное поле агронома Стрижеуса

Молодо – не зелено
Нелегкую профессию хлебороба А. Стрижеус выбрал сознательно – пошел по стопам своего дяди, который работал агрономом, а затем – инженером в одном из хозяйств Херсонской области. Перед тем, как поступить в вуз, Александр окончил Скадовский сельхозтехникум.

– Я подумал, что мне этого мало, надо продолжить образование, вот я и выбрал вуз в «своем» областном центре, ведь я жил в Нижних Серогозах.

С учетом того, что техникум Александр закончил с отличием, в университет поступил сразу на второй курс. Он вспоминает, что однажды на лекции преподаватель, который хорошо знаком с учредителем ООО «Таврия» Анатолием Васильевичем Блохой, сказал, мол, для желающих работать есть одна вакансия в этом хозяйстве. О трудоустройстве после вуза Александр уже задумывался, а тут удача сама шла в руки. Он приехал, посмотрел, что и как в «Таврии» – понравилось. И вот с 2008 года Александр живет и работает в Новоданиловке.

Со своей будущей женой Александр Стрижеус познакомился, будучи еще студентом. Она училась в Криворожском педагогическом. Когда речь зашла о переезде в Новоданиловку, она не возражала. Хозяйство выделило дом, помогло привести его в порядок. Сейчас у супругов подрастает дочь – ей уже два года…

Забот у агронома, как говорится, полон рот, особенно в посевную и уборочную. На работу уходит ранним утром, а возвращается, бывает, уже затемно. Нередко засучивает рукава и помогает механизатору в ремонте техники прямо в поле. Чтобы вырастить урожай в нашем засушливом климате, приходится ой как постараться. Здесь не обойтись без передовых технологий, и Александр смело внедряет их в производство. Например, посев без предварительной вспашки, что позволяет делать новая «буржуйская» сеялка…

Обо всем этом Александр Стрижеус рассказывал, пока мы ехали в старенькой, видавшей виды «пятерке» мимо полей со всходами озимых на баштан, где продолжалась посадка арбузов.

«Английский» вояж
За время учебы в вузе Александр успел, как говорится, посмотреть мир: побывал в Великобритании и имел возможность сравнить, как развивается сельское хозяйство у нас и у них.

– Во время преддипломной практики желающим предложили за свои деньги поехать в Великобританию, – рассказывает Александр, умело маневрируя по проселочной дороге. – Я поехал и пробыл в Шотландии четыре с половиной месяца. Мне понравилось, что там государство контролирует все, включая сельхозпроизводство. Фермер выращивает продукцию и заранее знает, по какой цене он ее реализует. И цены эти не прыгают как у нас – по нескольку раз в сезон. Но если продукции выращено больше, чем предусмотрено государственной квотой, то за излишки фермер заплатит налоги. А сельхозпродукция «по квоте» налогом не облагается. Это дает возможность государству четко планировать урожай, а фермеру – заранее планировать и прибыль, и расходы. Там эта система отлажена давно.

Механизатор в Шотландии не знает, что значит лежать под трактором в масле и его ремонтировать. Он позвонил в специализированную службу, механики приехали и ремонтируют. Если надо, увозят технику в сервисный центр.

Люди в Великобритании очень доброжелательные, вежливые. Таксист, который привез нас на ферму, где мы должны были работать, не только помог выгрузить вещи и занести их в холл, но и ждал, пока не убедился, что мы устроились и у нас все в порядке.

Уровень жизни в Шотландии несравнимо выше, чем у нас. Мы, студенты, по сравнению с местными работниками, зарабатывали не много, но проблем с деньгами мы не знали. Интересно, что стоимость одних и тех же продуктов разная, то есть для разных слоев населения. При этом все продукты качественные. Например, хлеб можно купить за 22 пенса (примерно 2,2 грн.). Мы покупали хлеб за 1 фунт. Самое хорошее мясо стоило три фунта один килограмм. А я зарабатывал в день 100 фунтов. За недельную зарплату можно было купить недорогую машину.

Были мы с женой и в Польше – как туристы, поехали посмотреть страну. У них в сельском хозяйстве очень хорошие заработки: день отработал – неделю можешь кормить семью. При этом заработки сопоставимы с нашими, но цены на продукты гораздо ниже…

Я слушал рассказ Александра как фантастическую повесть и думал: наступит ли время, когда труд наших, украинских хлеборобов будет цениться государством так же, как в Великобритании? Пока же ясно одно: новое поколение специалистов-аграриев дает все основания полагать, что наше сельское хозяйство выйдет на мировой уровень.