Как распутать детских судеб узелки? Заметки из Мелитопольского приюта для несовершеннолетних

Что такое хорошо и что такое плохо
Непросто научить детей, перенесших в своей жизни моральные потрясения, отличать, где добро, а где зло. Даже подарить им радость – задача непростая. Вот как, например, оценивает ситуацию психолог Мелитопольского приюта для несовершеннолетних Елена Абрамович.

– Почему возникают детские проблемы? Вся беда в нехватке «витамина любви», – утверждает Елена Владимировна. – Если родители не сумели построить в семье красивые взаимоотношения, не научили труду, доброте, то в итоге дети не понимают жизненных ценностей, куда они идут, для чего живут, чего хотят в будущем. Более того, круг потребностей сужается до элементарных: поесть, поспать. Лепту в формирование искаженного мировоззрение вносит телевидение: с экранов агрессия, криминал. Несмотря на это, дети готовы восприятию добра, радости.

Эти качества нужно только раскрыть. Показать, чем они могут гордиться, чему радоваться. И научить, как жить вместе, дружить. Рассказать о правах и обязанностях. Елене Владимировне это неплохо удается. Дети, общаясь с ней, не обращают внимания на разницу в возрасте. Девочки так ей и говорят: «Вы без комплексов». Один мальчик на вопрос, с кем бы хотел общаться, на рисунке под изображением человека написал имя и отчество психолога. Такое отношение тем более ценно, что в приют часто попадают ребята со сложной судьбой.

Жизнь «без статуса»
Девятилетний Костя – по национальности таджик. Мама приехала вместе с ним сюда погостить к родственникам да оставила ребенка, а сама и была такова. Пытались ее разыскать с помощью Министерства иностранных дел, посольство Таджикистана – не удалось. Мальчик уже два года живет в приюте. Поскольку у него наблюдается задержка психического развития, он в школу не ходит, с ним учителя занимаются индивидуально. Общение с детьми, забота воспитателей делают свое доброе дело. Ребенок проявляет все больше интереса к жизни. Но его статус пока не определен. Поэтому продолжает находиться в приюте. Ведь на улицу ребенка никто не выкинет.

В бегах
Маша впервые попала в приют в 14 лет. Ее мама приехала сюда с шестимесячной девочкой из другого города. Познакомилась с мужчиной и вышла замуж, родила ему сына. Родители мужа к его жене относились хорошо, воспитывали девочку. Но молодая женщина стала злоупотреблять алкоголем, с мужем рассорилась и уехала, бросив детей на бабушку. У Маши не сложились отношения с отчимом, ее устроили учиться в интернат. Мама приехала и забрала ее с собой в Донецк.

Там девочка попалась на краже мобильного телефона. Ее приговорили к лишению свободы на год и девять месяцев. Когда она освободилась из колонии, ей оставалось три месяца до совершеннолетия, поэтому ее поселили в приют. За это время ей выправили свидетельство о рождении (прежний документ оказался поддельным), признали мать без вести пропавшей. В день рождения девочке вручили новое свидетельство. А на следующий день она пошла в школу и не вернулась, сбежала. Розыск результатов пока не принес.

«Заберите – не то убью!»
Саша из благополучной, на первый взгляд, семьи. Родители – уважаемые люди. Мама спокойная, добрая. А вот папа суровый, жестокий человек. У них есть взрослые дети. А этот мальчик – поздний ребенок. И найти общий язык родители с ним не могут. Саша заявил, что как только закончит девять классов, уедет из города. Дошло до того, что отец пришел в службу по делам детей и заявил: заберите – не то убью.

В ситуацию вмешались социальные службы. Выяснилось, откуда жестокость у папы – в свое время его не щадили собственные родители. За малейшую провинность ставили в угол коленями на кукурузу. Именно тогда у человека сформировалось убеждение в том, что детей надо держать в ежовых рукавицах.

Благодаря поддержке посторонних людей мама воспрянула духом, обрела уверенность в себе. И мальчик, пожив немного в приюте, вернулся домой.

Детство… Как важно, чтобы в годы, когда человек только еще формируется как личность, рядом с ним оказались люди, способные наставить юные души на путь истинный!