Жажда новых открытий. Федор Конюхов перед началом своей экспедиции по Эфиопии посетил родные края

На верблюдах и на джипах
– Я приехал немного отдохнуть, собраться с мыслями, – говорит Федор Конюхов. – Схожу на могилу мамы – в июне исполняется полгода как ее не стало. Соберемся в кругу семьи, помянем. А 6 августа отправлюсь в путешествие по Эфиопии.

К этому путешествию Федор Филиппович готовился в течение года. Лучшее время для по Эфиопии – август-сентябрь. Один из туристических девизов страны звучит: «Эфиопия – страна 13 месяцев солнца» (по эфиопскому календарю год разбит на 13 месяцев). В среднем 346 дней в году небо над страной абсолютно ясное, а жара, благодаря большой высоте, не столь сильна, как в окружающих странах. Тем не менее, температура воздуха нередко за 40 градусов.

Путешествие продлится 60 дней. Его цель – прокладка по просьбе правительства Эфиопии возможного в будущем туристического маршрута, переговоры о выделении земли для строительства православного храма в столице страны Аддис-Абебе. По словам путешественника, он намерен посетить родину предков великого поэта А. С. Пушкина, а также священные для православия места. Часть пути экспедиция из восьми человек пройдет на верблюдах, а часть – по гористой и каменистой местности – преодолеет на джипах.

– На верблюдах мы будем идти 40 дней, а оставшуюся часть пути поедем на машинах, – говорит Ф. Конюхов. – Для путешествия по Великому шелковому пути мы покупали верблюдов, причем эфиопы их не продают, а дают как бы в аренду. Если с верблюдом что-то случится, мы должны будем заплатить не только за него, а и за верблюжат, которых могла бы родить верблюдица в течение оставшейся своей жизни. Это там такой бизнес, и с этим ничего не поделаешь.

В путешествии Федора Конюхова будет сопровождать оператор с видеокамерой, хотя это и весьма опасное мероприятие, ведь маршрут проходит вблизи Сомали, Джибути, Эритреи. Кроме того, в составе экспедиции два погонщика верблюдов и один повар. В целях безопасности все будут переодеты в национальные эфиопские одежды, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания.

– Маршрут экспедиции проходит с юга Эфиопии на север по территории, где проживают мусульмане, практически вдоль границы с Сомали, хотя границы как таковой у них нет. Там очень красиво, но сейчас опасно, поэтому правительство Эфиопии выделило двух вооруженных солдат для охраны экспедиции. Кроме того, есть два переводчика, хотя и двоих мало, так как в каждом районе Эфиопии, у каждого клана существует свое наречие. Они учились в Москве в университете им. Патриса Лумумбы, а после окончания обязаны были покинуть СССР и вернуться на родину.

Распространенье наше по планете
С развалом СССР таких требований к выпускникам этого вуза уже никто не предъявлял, а значит, можно было не возвращаться. Один из переводчиков и сейчас живет в Москве.

– Он еще при Горбачеве окончил университет, а когда СССР развалился, на родину не вернулся, остался в России и женился на русской девушке, – говорит Ф. Конюхов. – В то время и многие наши соотечественницы – русские, украинки, эстонки и т. д. – уезжали в разные страны, в том числе и в Эфиопию. В основном, молодые девушки – выходили замуж за эфиопов. Кто-то – по любви, кто-то – по расчету, а кто-то – из-за тогдашней неопределенности в стране. И сегодня в Эфиопии более пяти тысяч наших соотечественниц, хотя точную цифру назвать сложно.

Православный храм на черном континенте
– Эфиопия по площади как Украина, но там живут 85 млн. человек – почти в полтора раза больше, чем здесь. Большинство из них – хриистианского вероисповедания: католики, протестанты. Есть иудеи, буддисты. А 25 млн. человек – мусульмане. Они живут в южных районах, на 116 м ниже уровня моря. А на горном участке территории живут христиане. Среди них много и выходцев из бывшего СССР. Многие из них уже стали бабушками и дедушками. В таком возрасте люди часто приходят к Богу. И вот они хотят, чтобы в Эфиопии была православная церковь. По этому поводу я буду разговаривать с властями о строительстве православной церкви. Это тоже одна из целей экспедиции. Построить не сложно, главное, чтобы выделили для нее землю. Я думаю, что церковь надо строить в горном районе страны.

Ковчег Завета
Маршрут экспедиции проходит через места, где хранится Ковчег Завета со Скрижалями Моисея – десятью заповедями. Это главная святыня эфиопов.

Христианство пришло в Аксум в IV веке. Первые христианские императоры Эфиопии также правили страной из Аксума. С древних времен Ковчег хранится именно там. Специально для него была построена церковь Девы Марии Сионской, которую называют Старой церковью. Несколько десятилетий назад Ковчег Завета перенесли в небольшую часовню по соседству.

– Сам Ковчег увидеть нам не удастся – это строжайше запрещено, – говорит Федор Конюхов. – Святыню берегут как зеницу ока. Часовня ограждена забором, входить в часовню позволено только хранителю Ковчега. Снаружи часовню охраняют люди, вооруженные палками. К часовне приходит много туристов, поэтому охрана вполне оправдана. Никто не должен видеть Ковчег. Хранитель может выйти к туристам, прикоснуться к кому-нибудь, дав благословение, но не более. Если его начинают расспрашивать о содержимом Ковчега, он не скажет и может просто уйти. Должность хранителя пожизненная. Он живет в часовне и никогда не выходит за ее пределы и никогда никому не рассказывает, как выглядит Ковчег. А перед смертью сам выбирает себе преемника…

Миссия выполнима
Нет сомнения в том, что очередная экспедиция Федора Конюхова пройдет удачно. Всемирно известный путешественник понимает, что власти Эфиопии, обратившись к нему, используют его имя, тем более, что совсем недавно Федор Филиппович был рукоположен в сан диакона, что для православия имеет большое значение. Он не возражает. Если после его путешествия в Эфиопии появится новый туристический маршрут, значит, экспедиция Федора Конюхова полностью выполнила свою миссию.

Главное для него – познавать мир, силу природы и возможности человека. И можно не сомневаться, что впереди у знаменитого путешественника и нашего земляка Федора Конюхова еще много новых экспедиций – в путь его зовет сердце и жажда новых открытий.