Сирота – не значит одинокий

И еще в этот день открылось 27 пришкольных площадок отдыха. На них в течение 21 дня будут отдыхать и оздоравливаться 1958 учащихся первого-четвертого классов. На питание каждого ребенка выделено 4,5 грн. из районного бюджета. Добавили средств к этой сумме и большинство сельских советов в различных пропорциях. Всех больше (по 5 грн. на школьника) Малобелозерский сельсовет. Не изыскали средств Васильевка и Верхняя Криница. Ну и, по традиции, в городе состоялись различные праздничные мероприятия: концерт, шахматно-шашечный турнир.

Мы же в канун этих событий разговорились с начальником районной службы по делам детей Еленой Белоконь о повседневных заботах и проблемах. В частности, я узнала, что в районе активизировался процесс усыновления. Так, в этом году приемных родителей обрели 10 ребятишек. Причем три пары взяли по второму ребенку. Кроме того, в районе четыре приемные семьи, из них три – со стажем и одна новая. На мой взгляд, маловато. Особенно с учетом того, что число сирот стремительно растет. Если в 2006 году на учете было 188 ребят, лишенных родительской опеки, то сейчас – 245. Между тем государство оплачивает потребности ребенка в размере двух прожиточных минимумов, величина которого зависит от возраста ребенка. Оплачивается и труд воспитателей.

– Создание приемных семей, несмотря на весомую материальную поддержку государства, – процесс нелегкий, – рассуждает Елена Белоконь. – Дети в приемных семьях подлежат усыновлению, в том числе другими гражданами. Для этого есть все правовые основания. Нужно только согласие самого ребенка. И такой случай в области уже есть.

А вот опекуны и попечители, как правило, пишут заявление, если не желают, чтобы ребенок был усыновлен. Этого достаточно, чтобы не ставить его на «усыновительный» учет.

Гордость службы – детский дом семейного типа в Малой Белозерке. У супругов Сергея Васильевича и Елены Степановны Передерий трое своих детей. Сначала они взяли под опеку племянника, лишившегося родителей. Потом создали приемную семью. И уже на ее базе – детский дом семейного типа. И сейчас у них в общей сложности девять детей. Присмотрели себе и десятого. Скоро еще один мальчик вольется в эту удивительную семью – мы о ней обязательно расскажем.

– Почему сирот становится с каждым годом больше?
– Это слово хочется забыть навсегда, – считает Елена Белоконь. Детей со статусом «сирота», то есть те, у кого родители умерли, погибли, у нас 30. И на этом уровне держится уже много лет. Но растет число так называемых социальных сирот – тех, у кого родители лишены прав, отбывают наказание, признаны без вести отсутствующими.

Так или иначе, служба по делам детей отвечает за каждого обделенного судьбой ребенка, если он родом из Васильевского района. Где бы он ни жил. 18 ребятишек воспитываются в приемных семьях соседних районов. Но в Васильевке о каждом из них знают все – информация поступает от коллег.

Общество и дети. Как много в этой сфере еще не решенных проблем. И не все здесь решают деньги. Во многом ситуацию определяет наше отношение к проблеме сиротства. В Васильевском районе заботятся о том, чтобы каждый оставшийся без родительской опеки несовершеннолетний не чувствовал себя одиноким в нашем неустроенном мире.