В степях под Байконуром мы встречали первые спутники

В 1966 году после окончания МИМСХа (Мелитопольский сельхозинститут, ныне Таврический государственный агротехнический университет. - Прим. ред.) я в числе других выпускников был направлен на работу на целинные земли Казахстана. Территория Семиозерного района Кустанайской области по целинным масштабам находится сравнительно недалеко от Байконура. Мы могли довольно часто наблюдать, как стартовали ракеты. А потом приходили сообщения по радио о запуске в СССР очередного спутника.

Наш совхоз имени Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова имел центральную усадьбу в райцентре, с. Семиозерном. На базе хозяйства был создан центр по наблюдению за космическим пространством. Я как инженер хозяйства должен был при необходимости обеспечить выезд трактора К-700, укомплектованного теплой одеждой (в холодное время года), и врача. Нас проинструктировали, как подходить к спускаемому аппарату, чтобы не сработали остатки ракетного топлива, как открывать аварийные люки.

Так случилось, что пилотируемые корабли в нашем районе посадки не совершали, а совсем рядом неоднократно приземлялись. Беспилотные же спутники садились. Для их эвакуации, как правило, в местный аэропорт прилетали громадные вертолеты, мощные амфибии с крановыми установками.

В 1969 году мне пришлось ехать на автомобиле по оренбургским степям. В Адамовском районе, посреди голой ровной степи увидел несколько контуров штакетника, окружающего обелиск. Это оказалось место гибели космонавта Владимира Комарова. Вокруг обелиска (на фото) пионеры повязывали свои галстуки. Как нам рассказали, когда космонавт погиб (запутались стропы парашюта), на это место прилетел Юрий Гагарин. Очертил круг возле места падения и улетел. И памятник Комарову поставили именно на этом месте.