На работу в Европу ездят каждый год мелитопольские студенты

Финляндия - это не только леса и озера

Второкурсник ТГАТА Алексей ЛУЩЕКО очень хотел попасть за границу. Поэтому, как только появилась возможность поехать в Финляндию, сразу решил подавать документы: - Моим родителям было страшновато отпускать меня в такую глушь, да еще и на пять месяцев, - рассказывает Алексей, - тем более, что раньше дальше России я никуда не ездил. «Как будешь добираться? Где жить? Что кушать?» - перед поездкой родные забрасывали меня вопросами. Но, поговорив с координатором, успокоились. Отпускали за границу только тех, кто хорошо учится, знает английский язык, учитывали и состояние здоровья. До мая сдал сессию - и вперед, к бескрайним финским лесам и озерам.

Поездом с пересадками добирались более трех суток. На перроне в небольшом городке недалеко от Хельсинки меня и еще двоих студентов встречал фермер - очень добродушный дядечка. Заметил, что все финны, которые попадались нам на пути, были доброжелательными, улыбчивыми, вежливыми. К нам относились очень хорошо!

Ферма была в глуши. До ближайшего городка Миккели, куда мы ездили за продуктами, 60 км. Дискотек и баров в нашем крохотном хуторке не было. Финляндия не для любителей шумных развлечений, скорее для таких романтиков, как я, любителей рыбалки и прогулок под звездами. Вокруг - сказочная красота. Высоченные ели, озера (их в Финляндии 160 тысяч) с лебедями и утками, чистый воздух. За все пять месяцев, несмотря на переезд и акклиматизацию, мы ни разу не болели. А вернулся в Мелитополь - сразу свалился с вирусом.

Жили в комфортабельном домике с кухней, комнатой для отдыха, душем. Для теплоизоляции в стены домика были уложены эффективные термопанели. По средам и субботам топили сауну - она есть в каждом, даже самом маленьком, финском доме. Работали пять дней в неделю по восемь часов в день. Вставали с рассветом. В шесть-семь утра - уже в поле. Прошлое лето было невыносимо жарким, даже в Финляндии, поэтому торопились справиться с делами до жары.

Поначалу было очень тяжело. Болели ноги, отваливалась спина, особенно когда убирали малину. Ягодников у фермера немало - четыре гектара. Черную, красную, белую и даже зеленую (есть такой сорт) смородину убирали машины. Комбайны для ягод проезжали над кустами. Спелые ягоды сдувались сильным потоком воздуха и попадали на конвейер. Мы только ящички успевали подставлять. Все остальное добирали вручную. В Финляндии познакомился и с другой «умной» сельхозтехникой - мне как будущему специалисту по информационным технологиям это интересно.

Много работали в теплицах: из семян выращивали рассаду на продажу. Одних только томатов 17 сортов. Наш хозяин продавал рассаду в Хельсинки и других городах. Готовили к продаже цветочные композиции. Обычный сорняк - вьюнок, которого полно на наших дачах и огородах, там высаживают в горшок, прикрепляют к палочке лентами и продают за вполне культурное растение. Часть рассады фермер оставлял себе. Кусты помидоров вырастали огромные, по три метра в высоту. На каждом, как гроздь винограда, висят маленькие помидорчики. Сладкие - не передать! Мы их паковали в небольшие пластмассовые коробочки, в таком виде помидоры попадали на прилавки супермаркетов.

Поразило отношение финнов к лесу. Вырубил елку - посади взамен. Так что пришлось не только заготавливать лес на дрова, но и высаживать молодые аккуратные елочки. Каждая продается в отдельной коробочке с небольшим комом земли. Елки сажали в землю в специальной трубе. Все операции механизированы, да и лес мы не топором рубили: специальные агрегаты захватывают, пилят, рубят, сортируют.

Зарабатывал, по нашим меркам, немало - 800 евро в месяц. Но практически все там и расходовал: жилье, питание, налоги (35 процентов!) - все вычиталось из нашей зарплаты. Так что на жизнь и культурные развлечения оставалось совсем немного. В выходной фермер давал свою машину, на которой мы объездили все близлежащие города. Были в старинном замке Саванлина, на выставке достижений сельского хозяйства в Сейнайоки. Но лучшее развлечение - рыбалка. Окунь, лещ, плотва - все из экологически чистых водоемов. Что может быть лучше? Для питья, по примеру нашего фермера, брали озерную воду. Чистейшая!

Однажды знакомый нашего фермера спросил, где мы накопали таких шикарных червей. Пока мы шли к месту, он мне все «руся» да «руся». Говорю: какой я тебе «руся», я Леха! Потом понял, что он имел в виду национальность - русский. Я рассказал, что мы из Украины. Он сразу понял: «О, Украйно, «Динамо», Киев!» Приятно, когда знают нашу страну.

На полях Туманного Альбиона

Студенткам четвертого курса Лене ДЖЕМИЛЕВОЙ и Оле ОЛЕНИЧ посчастливилось попасть в Великобританию. Полгода они собирали овощи и зелень вместе с такими же студентами из России, Латвии, Польши, Румынии.

- За участие в программе за-платили по 5400 грн. каждой, львиная доля - авиаперелет в оба конца. Приземлились в Лондоне. Английский знаем неплохо. Попытались узнать, где можно забрать чемоданы, куда идти. Англичане отвечают - ничего не поймем. Говорят быстро, да и сам язык, произношение разительно отличаются от того, чему нас учили в школе и академии.

Наша ферма, расположенная недалеко от города Фарема, из небольших. На уборке овощей, бобовых были заняты 70 студентов. Есть фермы, которые в сезон нанимают и по две тысячи работников. Жили в «караванах» - так англичане называют небольшие домики на колесиках, за которые с нас высчитывали по 25 фунтов в неделю. Плюс раз в полгода платили 2,5 фунта за газ. Наша зарплата - от 100 до 350 фунтов в неделю - вполне позволяла нормально питаться, ходить по магазинам и ездить на экскурсии. Но работали мы очень-очень много - по 12 часов в день с двумя маленькими перерывами на чай и обед и чаще одним выходным в неделю. В поле выходили и в дождь, и в жару. Болели, брали на день-два больничный и снова в поле. Ведь когда не работаешь, ничего не получаешь.

Прореживать артишоки - довольно нудное занятие. Каждый кустик надо аккуратненько вырезать с корешком, чтобы потом пересадить. После собирали горох, фасоль, бобы. За день один человек собирал около 25 ящиков зеленого горошка, а это 125 кг. Бобов и вовсе по 840 кг в день! Но никакие артишоки и горошек не сравняются с рабарбаром. Здоровенные кусты, массивные стебли, которые надо было рубить огромным ножом - работа не для нежных женских ручек. Нарубишь 20 кг и тащишь на себе в бокс (ящик). Рабарбар по вкусу похож на наш ревень. Мы из него варили компот. Англичане не жадные - разрешали брать с поля абсолютно все, что мы собирали, и в любом количестве.

На уборке цветной капусты часто резали руки - стебель рубили большим ножом. Первую помощь оказывали на поле. Ни капли крови или кусочка пластыря не должно было попасть на листок или в пакетик, в который мы паковали каждую капустину, иначе - большой штраф. Однажды студент случайно ударил другого тыквой по голове. Хорошо, что все ограничилось кратковременной потерей сознания. Другой парень чересчур сильно открыл краник с удобрениями. Так у нас фасоль за сутки на полметра вымахала. Представляете, какая там термоядерная химия!

В караванах жили очень дружно. Готовили английские бобы, горох, самую разную капусту, тыкву, варили кукурузу - в Англии она удивительно сладкая. Когда надоедало, варили родной борщ без свеклы (ее днем с огнем не найдешь ни в одном магазине), жарили котлеты, лепили пельмени. Частенько ездили на экскурсии. Побывали в Саутхемптоне, Портсмунде и, конечно, в Лондоне. Нас пригласили на работу на будущий год. С удовольствием поедем!