И по инструкции, и по душе

Этот территориальный центр имеет три отделения: два - соцпомощи на дому, в самом райцентре и в Днепрорудном, и стационарное отделение для постоянного проживания одиноких стариков. Работают здесь люди неравнодушные. Каждый из них пытается облегчить существование своим подопечным - людям, на склоне лет утратившим и здоровье, и близких. Бывшие колхозники и горняки, часто люди заслуженные, всю жизнь отдавшие труду на благо державы, сегодня они не в состоянии самостоятельно ухаживать за собой.

Помощь в постоянном режиме

Стационарных отделений территориальных центров, открытых за счет средств местного бюджета, в области всего два - в Васильевском и Акимовском районах.

- Фактически это тот же интернат или дом престарелых, - объясняет директор Васильевского районного территориального центра по обслуживанию одиноких престарелых граждан Виктор Живица. - У нас в области их около десятка. Но все они финансируются из госбюджета. А нам за пять лет работы удалось создать практически с нуля автономный комплекс в здании закрывшейся участковой сельской больницы в селе Орлянском. Было очень трудно - нужно было набрать штат, наладить процесс обеспечения питанием, бытовыми и медицинскими услугами 60 койко-мест. Свободных мест в стационаре у нас практически не бывает. Старики дают согласие на перечисление трех четвертей своей пенсии, и в стационаре их обеспечивают трехразовым питанием. Медицинское и коммунальное обслуживание финансируются за счет бюджета.

Васильевский опыт работы бюджетного стационара для одиноких стариков живо интересовал коллег-соцработников из Вольнянска, Приморска, Полог. Но немалые затраты на создание такого отделения, безусловно нужного старикам, видимо, пока не под силу местным бюджетам этих территорий.

Надо обслужить, надо и утешить

Каждый из 52 сотрудников отделений соцпомощи на дому оказывает помощь в среднем полутора десяткам подопечных. В зависимости от физического состояния каждого из стариков нужно проведать не менее раза в неделю. Тех, кто прикован к постели, соцработники проведывают как минимум через день.

Наталья Коношенко отдала работе в Васильевском терцентре 12 лет. Стала она соцработником, по ее признанию, скорее из любопытства - дело тогда это было новое. «Я даже не думала, что вообще существует такая профессия - помогать пожилым людям, - говорит Наталья Дмитриевна. - А теперь я и жизни своей без этой работы не мыслю. Я привыкла к своим подопечным. Они ко мне тоже привыкли, некоторые даже «дочечкой» называют. Самое сложное - не бытовые заботы. Старики часто расстраиваются, сильно переживают, плачут. Пытаюсь их успокоить, хотя сама расстраиваюсь вместе с ними».

Восемь лет ухаживает за пожилыми жителями райцентра Любовь Лытвин. Пожелания «своих» стариков она выполняет, не сверяясь со списком оговоренных инструкцией услуг. Понимает: больше обратиться этим людям зачастую не к кому. «Хорошо еще, что мои домашние меня понимают, - улыбается Любовь Геннадьевна. - Ведь иногда подопечные просят прийти и в выходной день. И если я пообещала - приду обязательно. Иду к ним, а мою домашнюю работу берут на себя мои близкие. Когда уходим в отпуск, «наших» бабушек распределяют другим соцработникам. Но сердце за них болит и в отпуске. Прохожу мимо - обязательно забегу проведать: все ли в порядке».

Стала самым близким человеком

88-летняя пенсионерка Мария Безлюдова - одна из подопечных Любови Лытвин. Живет Мария Павловна в одной из пятиэтажек в центре Васильевки. На обслуживании в терцентре - с дня его организации. «У меня никого нет: муж погиб, сын умер, дочь живет в Мурманске, в России. Последние шесть лет Любочка ко мне ходит - это сегодня самый близкий мне человек, - рассказала нам Мария Павловна. - Между прочим, мы познакомились с ней еще раньше. Как-то я шла с рынка. И часто мы с ней встречались недалеко от дома. Она всегда вызывалась помочь мне донести сумку домой. Хотя мы не были даже знакомы. А теперь столько лет уже она мне помогает. Я ведь после инсульта и хожу с трудом, и по хозяйству почти ничего сделать не могу. Вот она вчера купила окорочок - без ее помощи я его не разрежу даже. На ней все: и готовка, и уборка. Любочка - это клад, а не женщина!»

К сожалению, из-за недостатка бюджетных средств многие организационные моменты в социальной службе остаются нерешенными. Так, проблему стирки в отсутствие прачечных приходится решать за счет самих соцработников. Они берут грязное белье у подопечных и стирают его дома. Пока нет средств для обеспечения работников спецодеждой: куртками, сапогами, рукавицами, халатами. Непросто для многих даже приобрести необходимые старикам товары и продукты - для этого приходится добираться в райцентр. А в отдаленные села - Щербаки, Красноармейск - автобус ходит только дважды в неделю. Но соцработники - а это в основном женщины - на неудобства не жалуются. И дарят свои силы, время, умения и душевное тепло своим подопечным.